Редактирование: Философия математики, 07 лекция (от 31 марта)
Материал из eSyr's wiki.
Внимание: Вы не представились системе. Ваш IP-адрес будет записан в историю изменений этой страницы.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы изменения вступили в силу.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Вопрос: мне казалось, что он таким образом их индивидуализирует | Вопрос: мне казалось, что он таким образом их индивидуализирует | ||
- | Лектор: есть серьёзные основания считать это | + | Лектор: есть серьёзные основания считать это н так. В христиантве тдлько на периферии идей о том, что существа помимо человека наследуют вечность. В огромном количестве текстов проситаете обратное, и лектор полагает что основной мотив --- иерархический. |
- | При этом обратим внимание, что эта ситуация | + | При этом обратим внимание, что эта ситуация отл. от антич. В антич. человек --- часть космоса. Не потому что человек особенный, но есть мысл, что всё во всём, всё подобно всему, и человек --- часть космоса. В христ традиции человек особенный, только он подобен Богу, и он ставится над всем. Здесь просматривается образ, который просматривается --- образ человека --- господина, который управляет природой. Но если мы приглядимся к христ. текстам, то мы увидим, что такой образ блокируется, посколку далее грехопадения, и в этом своём сост грехопадения странно господство над миром. И в этом отношении человек средневековой культуры этот ход мысли перекрывается предст. о грехе, главное, чем должен быть занят человек --- упр. с грехом управлении своих отн. с богом. И в этом случае челоквек, который занимается иным, наукой, занимается не своим делом. |
- | Ещё одна линия: любопытно вот что. Если мы, не забывая про | + | Ещё одна линия: любопытно вот что. Если мы, не забывая про матем, будем читать текст Евангелия, то можно заметить опр. выещь: в Е. есть опр. антиматем. пафос. Оказывпается, если мы приглядимся, кажестя, что всё просчитано, он если мы попр. перенести это на сферу человеч. отн, то в Е. встретим протест. Эту рпосчитанность символизируют фарисеи. В свете точного просчитывния и указаний, как что делать. И в этом см. любопытно, что осн. пафос противостояния Христа и фарисеев, что Христотс этому рассчёту фарисеев противопост милость божью, и человек должен поступать также, сердце человека должно быть подобно Богу. И очень мнгого Е-коллизий постороено на этом. Вроде всё нормально, по рассчёту, а Бог другого хочет. Те отношения,которые строятся в Е., они строятся не по расчёту. И в этом отошении понятно, почему в христ. эпоху к тому, чем занимались математики, асторномы, почему эти вещи осуждались, потому что были предст. о включ. человека в опр. структуру. В христ. очень чётко закреп. предст, освобождается от этих детерминаций, он строит свои отношения с богом не по расчту. Чтобы нас совсем поразвлекать, лектор хочет обр. внимание, что эта коллизия рослеж. в есроп. традиции. Она очень хорошо выражена в тексте "Снежная королева", сказка Андерсона, там олицетворением математики явлл. слиа зла, Снежная королева. Что с Каем происходит, когда ему осколок попадает в глаз? Начинает щаниматься математикой. отношением христ. воспр является Герда, чьи действия идут вразрез с расчётами, и своими любовтью и вреой побеждает всё: преграды, расстояния, структурные моменты, у неё исчезают преграды между животными и людьми, королём, и т. д. Так или иначе, есть некий момент, который ототдвигает эту математику как меру о числе и весе куда-то на периферию. Это такие вот соображ. |
- | Всё | + | Всё таки, давайте спросим, в каком-то виде. Это всё было про задание контекста. Давайте спросим, имеет ли математика отношение к той культуре? Конечно имеет. Практическая математика продолжала существовать. Продолжали строить, и так далее. Но больше занимает то, что происходит с теор. матем. На первый взгляд она погибает, и потом постепенно через арабов возвр. в Европу. Но если приглядимся, не совсем так, и ситуация чуть сложнее. Была ниша, в которой матем. продолжала существовать. Эта ниша была свзана с проблемой истолкования Священного Писания. Эту нишу для математики указал определяющий для латинскоог запада автор, как бладенный Августин Лаврейн, один из важнейший отцов церкви. У него есть трактат о доктрине христ. науки, и о чём пишет А.: он, обращаясь к своей аудитории, пытается донести, что знания полезны. Во-первый, пытается объясн, что не всё, что от язычников --- от сатаны. Во-вторых, ему-то надо учиться. Для чего же требуется образования? Например, для того, чтобы понимать, что написно в Свящ. Писании: уопминаются страны, животные, ещё иногда какие-то числа встречсаются. В свящ. писании масса чисел, например, до скольки раз прощать брату своему? Или почему Бог творит мир за 6 дней? И здесь отношение такое: в Св. Писании нет ничего случайного: если написано за 6, то за 6. Не гоовря о 666 и годах жизни патриархах. Лектор не гооврит о таких числах, как 3, 7, 12, 40. Действительно, елси мы открывем Е., то мы находим образ ХристаЮ который 40 дней, 40 ночей искушается сатаной. В Ветхом завете Моисей пребывает на Горе,или 40 лет водит моисеев по пустыне. А почему 12? Еть некие числа,Ю которые повт. В связи с чем есть опр. симв. толкования длээтих числе. У Авг. есть длинное и забавное объяснение относительно числа 40: "темнота многих таинственных мест писания часто зависит ещё от незнания значений чисел, в нём упоминаний. Ум не может ... Сие столь знаменательное действие не иначе может быть понято и ... Десятеричное число, взятое четырежды, ... Посему для вечности, в которой желаеммы жить .... Хотя четение времени ... ДЕсятеричное времени есть познание Творци и твари. ... .И так, десятерич. число, взтое 4 раза ... приучает поститься 40 дней, как бы всю жизнь". То есть, 40 = 4 * 10, 10 = 3 + 7, 3 --- число Бога, 7 --- число твари. Почему твари? 7 = 3 + 4, 3 --- жизнь, 4 --- тело (4 стихии), 3 --- сердце, душа и разумение, здесь фактически цитируются Евангелие и пытикнижие Моисея (возлюби Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением). Лектор привёл специльно довольно забавный способ описания числа 40, чтотбы мы почувствовали. Тем не менее, появл. контекст, в окотром манип с числами могут быть полезны: для истолк. Свящ. Писания. Есоли мы поймёт, что это центр. ниша, то поймём, что происх. с рукописной традицией. Флалерегии --- некие хрестоматии. Оченьн интересно, что среди таких компиляции сущ. геом. флорелегии. Христ. делали след. вещь: брали латинский перевод начла Евклида, из него переписывали постулаты, опр, далее это всё разбавлялось 2 типами вставок: вставки из Августина, других вредневековых авторов о пользе математике для души, и кроме того, вставляли кусочки из римского землмерного корпуса. Как начала Евк., таки и римский корпус были мёртвыми текстами. ... Заем и кому это было нужно? С зрист. т. з. геометрия --- о земле, то есть евклид и имск. корпус об однои и том же. Второе --- интерес к полям, моного где межевание --- важное деле, крое тго, перемещ. межевого камня каралось очень серьёзно ... Есть притча о сеятеле, и Христос там объхясняет ... . Соотв, к полям был особый интерес, появлялись поля разной формы. Эти цепочки ассоц. счоздавали зыбкое пространтво, в котором могли предывать облоки ... Священое писание --- не просто книга, ноа охватывает вес мир, в ней есть всё. |
- | Теперь надо переходить к эпохе возрождения... Сейчас мы на этом остановимся. Эпоха | + | Теперь надо переходить к эпохе возрождения... Сейчас мы на этом остановимся. Эпоха возрожд. в след раз, там две осн. фигуры, декарт и лейбниц. |
{{Философия математики}} | {{Философия математики}} | ||
{{Lection-stub}} | {{Lection-stub}} |