Редактирование: Философия математики, 07 лекция (от 31 марта)
Материал из eSyr's wiki.
Внимание: Вы не представились системе. Ваш IP-адрес будет записан в историю изменений этой страницы.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы изменения вступили в силу.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Диктофонная запись:''' http://esyr.org/lections/audio/philmath_2008_summer/PM_08_03_31.ogg | '''Диктофонная запись:''' http://esyr.org/lections/audio/philmath_2008_summer/PM_08_03_31.ogg | ||
- | Сегодня лектор поговорит о средних веках. Что интересного в | + | Сегодня лектор поговорит о средних веках. Что интересного в отношени исредних веков? Во-первых, с чтоки зрения как математики так и её фил осмысления, эпоха не самая благоприятная. Если вы попробуете напрячь память и вспомнить математика, то ни одного известного имени с 3 в. по РХ по 15-16 вв вы не назовёте. Некоторые имена появляеются, но в основном после 12 века. Можно вспомнить Фибоначчи. Вцелом, очень мало. Сводится всё к обрывкам античных знаний. Та математика, которая начнёт развиваться в 16---17 веках, и то отношение, которое к ней сложится, тесно связано с тем, что происходило в средний период. Это не сосвсем междувременье, это достаточно серьёзный период. Но по ряду причин математика отходит на периферию в рамках исстемы представлений. Тем не менее, она продолжает существовать в ряде интересных видов. Попробуем посмотреть на эту эпоху и поговорить, что там происходит. |
- | Чем эпоха | + | Чем эпоха следних веков отличается от античной эпохи? Седневековая култура --- культура христианская. Это главное,чот отличает её от античности. Именно в христиантсве, его особенностях, следует искать причины изм. отношкения к математике. Попробуем построить разговор следующим образом: если мы посмотрим на тот контекст, вкотором математика как-то входит в христианский космос, входит в христ. мировоспр., то ключевым моментом для этого вхождения, то первым будет образ Бога-геометра (первый смысловой блок). Откуда эот образ появляется? Он античного происхождения. То, что связано с геометрией, для европ. культуры было греч. происходждения. Ключевым античным текстом к которому этот образ восходит. является Платоновский диалог Тимей. Мы его подробно не анализировали, но он оказался важным для европ. мировоспр. У этого текста были опр. параллели с книгой Бытия. И в первой главе книги Бытия повествуется о сотворении мира. И диалаг платона Тиммей повествуется о том же: некий бог-демиург сохдаёт мир. И эта перекличка достаточно важна. Были и схожие моменты. П про своего б-демиурга говорит, что он был благ, и стремился устроить мир лучше. Дальше начинается отличия, но лектор на них останавливаться не будет. Главное, чем заничсается б-демиург в диалоге Тимей: он не столько созхдаёт мир, соклько его упорядочивает, превращает в структ., правильный космос. Ведь схема основная в платоновском диалоге, схема такая: некий бог-демиург, взирая на соверш. образец, и используя некий материал (прямая аналогия с гончаром, который делает из глины прекрасную вазу; на саомм деле, слово демиург и означет ремесленник), и, в самом деле. Что касается этой триады: сам мастер, образец и материал. Что касается образца, иут выходили след. образом: с диалоге есть строчки, которые указывают на то, что образцом является он сам. Ведь он взирает на сферу Эйдос, но ведь она етсь идеи живоо существа, и есть основания полагать, что демиург взирает на самого себя. В средневековье Эйдосы помещали в саомого бога. Бог создаёт мир в соотв. со своими мыслями. С материалом сложнее. Есть образец, и бог устраивает всё в соотв. с образцом при помощи некего материала. Этот материал есть, он совечен. Кроме того, он довольно строптивый предст. собой начало неустойчивости, хаоса, и повествование расск. о том, как дем. убеждает материал преобрзиться в правильные регулярные формы. Причём П явно говорит, что дем. упорядочивает этот мир при помощи чисел, геом фигур. |
- | Был ещё один автор, Плутарх. Это автор | + | Был ещё один автор, Плутарх. Это автор дост. поздний, он был платоником, у него есть дост. много произв, где он излаг.. платонич. ... . У него есть застольные беседы, где плутарх прямым текстом говорит, что демиург действует как геометр. В античное ... когда эти тексты начнут прочитывать в христ. контексты, в опр. степени они будут прочитывать ся через призму священного писния, наверное, были некотороые сложности, поскольку чтобы скрестить бога-геометра и прочесть демиурга как бога-творца нужно сделать некое усилие. Но делать это начали ещё до зричстианства, в александрийских иудеях. В Алексндрии была достаточно мощная иудейская диаспора, там был Фелон, который оказал очень серьёзное влияние на зрис. коммент. традицию. Также появляется греческий текст священных книг иудаизма, то есть греч. версия ветхого завета. Это где-то 2 век до РХ. Есть ряд книг, котрые похоже окочательный вид принимают только в эти века. Есть, например, такая книга: премудрости соломона, она не каноническая вроде. Там проблема такаяч: эта книжка вообще, у неё нет древнеевр. оригинала, оригинал сразу греческий. По крайней мере,там появляется строчка, которую будут бесчисленное количество раз цитировтаь, как только речь зайдёт о математике, бесчисленные средневековые авторы. 11 глава, 21 стих: "Ты [Бог] всё расположил мерою, числом и весом". Эта фраза будет давать фактически пропуск математике на вход в христ. универсум. Эта строка и это прочтение платоноского бога-демиурга как христианского Бога-творца позволили закрепиться и укорениться сначала в средневековом мировоззрении, потом и в дальнейшем. Картинки: все изображения, правда, достаточно поздние... Это 11 век, здесь характерное изображнение: изоблака протягивается рука, которая держит циркуль и весы. Далее,рисунки более красочные, здесь уже 13 век ([http://celtoslavica.de/imago/_vindob.html], [http://celtoslavica.de/imago/_geometer.html]). Появляется этот образ. Ещё одно замечание: каким же образом прочитывать это самое... ведь плат. демиург упорядочивает матеию, но что с ней делать? Здесь были две смысловые линии: Станет очень популярной линия о творении мира из ничего. Если попробуете найти эту формулу в свящ. писнаиии, то она встречается один раз во втроростепенных текстах. Тем не менее, очень любопытно, она достаточно хороша, это достаточно поздний текст, и можно предположить греч. перекличку. Если посмотреть, как платон, ..., то эта материя и есть ничто, небытие.Но понять, как демиург творит этот мир, материю, и была принята тз, что изначально только Бог, он творит первоматерию и из неё создаёт бытие. То есть, творение поэтапно. Картинка: иерархиезированный средневековый космос: на верху добродетель, благо, внизу --- символизированный космос. Сверху --- сфера платоновских Эйдосов, сфера идей. Следующий уровень характерен --- две надписи, "время" и "место", а в центре бесформенный комок, и написсано "бесформенная земля". Здесь тоже попытка построить некоторый... Дальше забавно: изображены 4 стихии, опять же греческие (огонь, воздух, вода и земля). Здесь движение сферху вниз ---- сначала терра информа, потм из неё всё многообразие мира. Тогда в таком случае, математике честь и хвала, математика --- галвная в сфере интересов. Однако, оказывается, что совсем не так, и неплохо понять,почему. Эта линия, свяызанная с Богом-геометром важна, но она всё болшую роль играет в конце. В раннем средневековье этот ход мысли не срабатывал, блокировался некими другими моментами и соображ. Что это за моменты? |
- | Наверное, два момента. Момент первый: с одной стороны, есть коллизия, с одной строны, человек | + | Наверное, два момента. Момент первый: с одной стороны, есть коллизия, с одной строны, человек --- венец творения, человек неслучайно создаётся последним, он венчает собой творение мира, более того, если мы вспомним момент, когда Бог к Адаму приводит тварей и Адам даёт им имена. Для чего он имена им даёт? Имя даёт тот, кто обладает властью, кто является хозяином и господином. То есть все животные у него в подчинении. |
- | Вопрос: мне казалось, что он таким образом их | + | Вопрос: мне казалось, что он таким образом их индивиадулизирует |
Лектор: есть серьёзные основания считать это не так. В христианстве только на периферии есть идеи о том, что существа помимо человека наследуют вечность. В огромном количестве текстов прочитаете обратное, и лектор полагает что основной мотив — иерархический. | Лектор: есть серьёзные основания считать это не так. В христианстве только на периферии есть идеи о том, что существа помимо человека наследуют вечность. В огромном количестве текстов прочитаете обратное, и лектор полагает что основной мотив — иерархический. |