Редактирование: Социология, ответы на билеты 3 потока 2010

Материал из eSyr's wiki.

Перейти к: навигация, поиск

Внимание: Вы не представились системе. Ваш IP-адрес будет записан в историю изменений этой страницы.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Длина этой страницы составляет 222 килобайт. Страницы, размер которых приближается к 32 КБ или превышает это значение, могут неверно отображаться в некоторых браузерах. Пожалуйста, рассмотрите вариант разбиения страницы на меньшие части.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы изменения вступили в силу.

Текущая версия Ваш текст
Строка 7: Строка 7:
-
== Становление социологии как самостоятельной научной дисциплины. Огюст Конт о задаче создания подлинно научной теории об обществе. ==
+
== 1. Становление социологии как самостоятельной научной дисциплины. Огюст Конт о задаче создания подлинно научной теории об обществе. ==
Социология''' --''' наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Предмет социологии -- социальная специфика развития общества.
Социология''' --''' наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Предмет социологии -- социальная специфика развития общества.
Строка 74: Строка 74:
* Создал методологическую базу социологии (основные методы: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (имеется ввиду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.)).
* Создал методологическую базу социологии (основные методы: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (имеется ввиду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.)).
-
== Контовская программа позитивной науки об обществе и её влияние на развитие социологии. ==
+
== 2. Контовская программа позитивной науки об обществе и её влияние на развитие социологии. ==
=== Ступени: ===
=== Ступени: ===
Конт (1798-1857) изложил теоретические основы позитивного социально-политического порядка. Он поставил развитие государства, политической жизни и всего общества в зависимость от существования и смены трёх ступеней "состояния человеческих умов"
Конт (1798-1857) изложил теоретические основы позитивного социально-политического порядка. Он поставил развитие государства, политической жизни и всего общества в зависимость от существования и смены трёх ступеней "состояния человеческих умов"
Строка 95: Строка 95:
Конт был сторонником авторитарной власти и противником всего остального. Отрицает свободу личности, т.к она мешает упрочнению солидарности.
Конт был сторонником авторитарной власти и противником всего остального. Отрицает свободу личности, т.к она мешает упрочнению солидарности.
-
== Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Герберта Спенсера. ==
+
== 3. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Герберта Спенсера. ==
Спенсер (1820-1903) -- последователь социального дарвинизма.
Спенсер (1820-1903) -- последователь социального дарвинизма.
Строка 125: Строка 125:
В этом ключе формулируется "основной принцип жизни": отдельный человек должен постепенно приспосабливаться к общественной среде.
В этом ключе формулируется "основной принцип жизни": отдельный человек должен постепенно приспосабливаться к общественной среде.
-
== Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты) Лебона, Тарда, Михайловского. ==
+
== 4. Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты) Лебона, Тарда, Михайловского. ==
Психология народов (или этническая психология) изучает психологический склад различных рас и народов. Появилась во второй половине 19 века под началом Штейндаля и Лацаруса (немецкие психологи и лингвисты). Они считали, что язык, религия, право, искусство, наука, быт и т.п получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума.
Психология народов (или этническая психология) изучает психологический склад различных рас и народов. Появилась во второй половине 19 века под началом Штейндаля и Лацаруса (немецкие психологи и лингвисты). Они считали, что язык, религия, право, искусство, наука, быт и т.п получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума.
Строка 166: Строка 166:
# Теория "героев и толпы" -- объяснение поведения толпы стремлением к подражанию
# Теория "героев и толпы" -- объяснение поведения толпы стремлением к подражанию
-
== Учение Эмиля Дюркгейма о норме и патологии общества. Социальное здоровье. ==
+
== 5. Учение Эмиля Дюркгейма о норме и патологии общества. Социальное здоровье. ==
'''Коллективное сознание''' — совокупность общих интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений у членов одного и того же общества. Существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой. Малые части общества, организованные внутри себя, также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.
'''Коллективное сознание''' — совокупность общих интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений у членов одного и того же общества. Существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой. Малые части общества, организованные внутри себя, также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.
Строка 193: Строка 193:
** Помимо такой косвенной пользы, преступность сама по себе играет немаловажную роль в этой эволюции. Преступность не только предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен, но в некоторых случаях и прямо подготавливает эти изменения. Согласно законам Афин Сократ был преступник и его осуждение имело бесспорное основание. Однако вменяемое ему в вину преступление, а именно независимость мысли, послужило на благо не только человечеству, но и его собственной стране.
** Помимо такой косвенной пользы, преступность сама по себе играет немаловажную роль в этой эволюции. Преступность не только предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен, но в некоторых случаях и прямо подготавливает эти изменения. Согласно законам Афин Сократ был преступник и его осуждение имело бесспорное основание. Однако вменяемое ему в вину преступление, а именно независимость мысли, послужило на благо не только человечеству, но и его собственной стране.
-
== Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма. ==
+
== 6. Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма. ==
Дюркгейм (1858-1917) разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — "социальный реализм"). Принципы социологии:
Дюркгейм (1858-1917) разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — "социальный реализм"). Принципы социологии:
Строка 224: Строка 224:
Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.    Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным.    Тоталитарное общество — не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы.
Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.    Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным.    Тоталитарное общество — не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы.
-
== "Понимающая социология" и теория социального действия Макса Вебера. ==
+
== 7. "Понимающая социология" и теория социального действия Макса Вебера. ==
Неклассический тип научности социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером (1858-1918).
Неклассический тип научности социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером (1858-1918).
Строка 240: Строка 240:
# Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право, рациональность, велика роль случайности.
# Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право, рациональность, велика роль случайности.
-
== Хозяйственная этика мировых религий и проблема становления капитализма. ==
+
== 8. Хозяйственная этика мировых религий и проблема становления капитализма. ==
=== Концепция Вебера роли религии в развитии общества ===
=== Концепция Вебера роли религии в развитии общества ===
В социальных действиях люди следуют тем или иным общественным образцам поведения ("идеальным типам"). Если поведение ориентировано на определенный смысл, то это значит, что эти "смыслы" регулируют социальные действия людей, определяют то, что Вебер называл "рационализацией" различных видов деятельности. Если это так, значит решающие факторы социальной деятельности и развития общества коренятся в ценностях, нормах, в культуре, в религииС тем, чтобы выяснить воздействие религии на историческое развитие, Вебер обратился к изучению "мировых религий" (имеют наибольшее число последователей и оказывают наиболее ощутимое воздействие). Вебер изучал христианство, буддизм, ислам, иудаизм, даосизм и индуизм, изучал детально и целенаправленно, выявляя связь этих религий с социокультурными процессами в соответствующих обществах.
В социальных действиях люди следуют тем или иным общественным образцам поведения ("идеальным типам"). Если поведение ориентировано на определенный смысл, то это значит, что эти "смыслы" регулируют социальные действия людей, определяют то, что Вебер называл "рационализацией" различных видов деятельности. Если это так, значит решающие факторы социальной деятельности и развития общества коренятся в ценностях, нормах, в культуре, в религииС тем, чтобы выяснить воздействие религии на историческое развитие, Вебер обратился к изучению "мировых религий" (имеют наибольшее число последователей и оказывают наиболее ощутимое воздействие). Вебер изучал христианство, буддизм, ислам, иудаизм, даосизм и индуизм, изучал детально и целенаправленно, выявляя связь этих религий с социокультурными процессами в соответствующих обществах.
Строка 272: Строка 272:
Первым историческим актом рационализации был переход от магического воззрения (которому еще не было свойственно сколько-нибудь отчетливое разделение на посюстороннее и потустороннее, разделение между людьми и сверхъестественными божественными существами, т.е. раздвоение мира — на мир реальный и мир идеальный) к религии. Произошло удвоение мира, он раскололся на мир земной и мир небесный. Этот шаг стал решающим фактором, движущей силой последующей дифференциации различных типов религиозно-этического отношения к миру. Тем самым происходит религиозное обесценение мира — святое уходит из него, хотя и не сразу, постепенно, предоставляя посюсторонний мир в распоряжение человека как его мастерскую, как материю, которой он должен придавать бесчисленные формы, полагаясь на знание природных законов, расчет, преследуя свои цели. В иудеохристианской традиции Бог — это действующий Бог, Бог-творец. Человек соответственно этому рассматривается как орудие божественного действия, божественного промысла, и отсюда — установка на активное действие, этическая установка, побуждающая к действию в мире, а не бегству от него.Но эта традиция, этот тип религии — не вся религия. От этого типа существенно отличаются восточные религии, в которых божественное слито с миром и человек понимается не как орудие, а как сосуд, вместилище божественного начала; отсюда мистически-созерцательная установка на уклонение от мирских забот и деятельности, побуждение к пассивности.Таким образом, изучение вклада протестантизма в капиталистическое развитие Запада для Вебера — только часть анализа влияния разных религий на экономическое развитие и социальную жизнь в целом в разных культурах. Анализируя восточные религии, Вебер приходит к выводу, что они послужили тем барьером, который помешал индустриальному развитию западного типа в таких странах как Китай и Индия, базировавшихся на иных ценностях по сравнению с теми, которые стали господствующими в Европе.
Первым историческим актом рационализации был переход от магического воззрения (которому еще не было свойственно сколько-нибудь отчетливое разделение на посюстороннее и потустороннее, разделение между людьми и сверхъестественными божественными существами, т.е. раздвоение мира — на мир реальный и мир идеальный) к религии. Произошло удвоение мира, он раскололся на мир земной и мир небесный. Этот шаг стал решающим фактором, движущей силой последующей дифференциации различных типов религиозно-этического отношения к миру. Тем самым происходит религиозное обесценение мира — святое уходит из него, хотя и не сразу, постепенно, предоставляя посюсторонний мир в распоряжение человека как его мастерскую, как материю, которой он должен придавать бесчисленные формы, полагаясь на знание природных законов, расчет, преследуя свои цели. В иудеохристианской традиции Бог — это действующий Бог, Бог-творец. Человек соответственно этому рассматривается как орудие божественного действия, божественного промысла, и отсюда — установка на активное действие, этическая установка, побуждающая к действию в мире, а не бегству от него.Но эта традиция, этот тип религии — не вся религия. От этого типа существенно отличаются восточные религии, в которых божественное слито с миром и человек понимается не как орудие, а как сосуд, вместилище божественного начала; отсюда мистически-созерцательная установка на уклонение от мирских забот и деятельности, побуждение к пассивности.Таким образом, изучение вклада протестантизма в капиталистическое развитие Запада для Вебера — только часть анализа влияния разных религий на экономическое развитие и социальную жизнь в целом в разных культурах. Анализируя восточные религии, Вебер приходит к выводу, что они послужили тем барьером, который помешал индустриальному развитию западного типа в таких странах как Китай и Индия, базировавшихся на иных ценностях по сравнению с теми, которые стали господствующими в Европе.
-
== Вильфредо Парето. Теория социального действия и круговорота элит. ==
+
== 9. Вильфредо Парето. Теория социального действия и круговорота элит. ==
Парето (1848-1923) представляет теорию того, что основной движущей силой являются иррациональные мотивы. Парето предлагает разделение обоснования человеческих поступков на два типа:
Парето (1848-1923) представляет теорию того, что основной движущей силой являются иррациональные мотивы. Парето предлагает разделение обоснования человеческих поступков на два типа:
Строка 286: Строка 286:
Правителей, у которых преобладают «остатки» «комбинаций», Парето называет «лисицами». Они хитроумны, коварны, вероломны. Те же, у которых преобладают «остатки» «постоянства агрегатов» - демонстрируют силу, непримиримость, упорство и насилие. Парето называет их «львами».В области хозяйственной и финансовой деятельности «лисицам» и «львам» соответствуют типы «спекулянтов» и «рантье». «Спекулянт» – образ бизнесмена, предпринимателя, стремящегося к наживе и достижению успеха любой ценой. «Рантье» –робкий вкладчик, живущий на фиксированный доход и опасающийся экспериментировать.Преобладание в обществе «рантье» – показатель его стабильности, а затем и загнивания. «Спекулянты» - форсируют развитие в социальной и экономической жизни.Парето представил предельно циничный образ истории, состоящий из вереницы афер и преступлений претендентов на власть. Он доказывал, что гуманизм и либерализм в этих условиях – лишь идеологически воспроизводимые предрассудки, маскирующие действия рвущихся к безраздельной власти политиков.
Правителей, у которых преобладают «остатки» «комбинаций», Парето называет «лисицами». Они хитроумны, коварны, вероломны. Те же, у которых преобладают «остатки» «постоянства агрегатов» - демонстрируют силу, непримиримость, упорство и насилие. Парето называет их «львами».В области хозяйственной и финансовой деятельности «лисицам» и «львам» соответствуют типы «спекулянтов» и «рантье». «Спекулянт» – образ бизнесмена, предпринимателя, стремящегося к наживе и достижению успеха любой ценой. «Рантье» –робкий вкладчик, живущий на фиксированный доход и опасающийся экспериментировать.Преобладание в обществе «рантье» – показатель его стабильности, а затем и загнивания. «Спекулянты» - форсируют развитие в социальной и экономической жизни.Парето представил предельно циничный образ истории, состоящий из вереницы афер и преступлений претендентов на власть. Он доказывал, что гуманизм и либерализм в этих условиях – лишь идеологически воспроизводимые предрассудки, маскирующие действия рвущихся к безраздельной власти политиков.
-
== Питирим Сорокин. Теория социальной стратификации и социальной мобильности. ==
+
== 10. Питирим Сорокин. Теория социальной стратификации и социальной мобильности. ==
Социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные, причем особое внимание уделяется анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства – миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе “процветающей демократии”.Наряду со стратификацией Сорокин признает наличие в обществе и социальной мобильности двух типов – вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный “лифт” для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д., а кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных.Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе “Социология революции” (1925) Сорокин называет революцию великой трагедией. Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно “тестироваться” в малом социальном масштабе.
Социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные, причем особое внимание уделяется анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства – миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе “процветающей демократии”.Наряду со стратификацией Сорокин признает наличие в обществе и социальной мобильности двух типов – вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный “лифт” для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д., а кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных.Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе “Социология революции” (1925) Сорокин называет революцию великой трагедией. Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно “тестироваться” в малом социальном масштабе.
-
== Становление и развитие отечественной социологии. ==
+
== 11. Становление и развитие отечественной социологии. ==
Первый этап (20-30 годы ХХ века). Разработка проблематики социологии организаций преимущественно в рамках концепции Научной Организации Труда (НОТ) и философии. Богданов А.А.- попытка создания всеобщей организационной науки – тектологии. Керженцев П.М. и Витке Н.А.- представители советской концепции НОТ.
Первый этап (20-30 годы ХХ века). Разработка проблематики социологии организаций преимущественно в рамках концепции Научной Организации Труда (НОТ) и философии. Богданов А.А.- попытка создания всеобщей организационной науки – тектологии. Керженцев П.М. и Витке Н.А.- представители советской концепции НОТ.
Строка 298: Строка 298:
Четвертый этап (с конца 80-х и до настоящего времени). Теоретико-методологический плюрализм и ориентация большинства исследователей на использование положений социологии организаций в управленческом консультировании. Институционализация социологии организаций. Попытка синтеза рациональной и естественной модели организаций.
Четвертый этап (с конца 80-х и до настоящего времени). Теоретико-методологический плюрализм и ориентация большинства исследователей на использование положений социологии организаций в управленческом консультировании. Институционализация социологии организаций. Попытка синтеза рациональной и естественной модели организаций.
-
== Анархизм М.Бакунина и П.Кропоткина. Особенности и центральные идеи. ==
+
== 12. Анархизм М.Бакунина и П.Кропоткина. Особенности и центральные идеи. ==
Бакунин
Бакунин
Строка 313: Строка 313:
* принцип равенства толкуется как уважение к личности; оказывая нравственное влияние на личность, нельзя ломать человеческую природу во имя какого бы то ни было нравственного идеала; «мы признаем полнейшую свободу личности, мы хотим полноты и цельности ее существования, свободы развития всех ее способностей».
* принцип равенства толкуется как уважение к личности; оказывая нравственное влияние на личность, нельзя ломать человеческую природу во имя какого бы то ни было нравственного идеала; «мы признаем полнейшую свободу личности, мы хотим полноты и цельности ее существования, свободы развития всех ее способностей».
-
== Нет билета с таким номером ==
+
== 14. Н.И.Данилевский и его учение о культурно-исторических типах. ==
-
 
+
-
== Н.И.Данилевский и его учение о культурно-исторических типах. ==
+
Концепция культурно-исторического типа, состоит из четырёх основ:
Концепция культурно-исторического типа, состоит из четырёх основ:
Строка 327: Строка 325:
Некоторые из исторических типов сосредоточивали свои силы на одной сфер деятельности (//имеются в виду те 4, что в начале) (так евреи — на религии, греки — на культуре в тесном смысле), другие — проявляли себя сразу в двух или трёх направлениях; но только России и славянству, по верованию Д., дано равномерно развить все четыре сферы человеческой деятельности и осуществить полную «четырёхосновную» культуру.
Некоторые из исторических типов сосредоточивали свои силы на одной сфер деятельности (//имеются в виду те 4, что в начале) (так евреи — на религии, греки — на культуре в тесном смысле), другие — проявляли себя сразу в двух или трёх направлениях; но только России и славянству, по верованию Д., дано равномерно развить все четыре сферы человеческой деятельности и осуществить полную «четырёхосновную» культуру.
-
== Общество как система. ==
+
== 15. Общество как система. ==
Наиболее последовательно системный подход к обществу был применен в структурном функционализме -- направлении, выросшем из социологии Конта, Спенсера, Дюркгейма и достигшим апогея своего развития в 30-50-е годы XX века. Лидером этого направления Толкотом Парсонсом была создана всеохватывающая системная теория.
Наиболее последовательно системный подход к обществу был применен в структурном функционализме -- направлении, выросшем из социологии Конта, Спенсера, Дюркгейма и достигшим апогея своего развития в 30-50-е годы XX века. Лидером этого направления Толкотом Парсонсом была создана всеохватывающая системная теория.
Строка 365: Строка 363:
Системный метод в анализе общества позволяет изучать общество в виде стабильной социальной структуры, в которой человек руководствуется жестко заданным образцом поведения, который установлен коллективом. И в этом отношении структурно-функциональное направление социологии является, вероятно, одним из самых значительных. Оно тесно связано с математическим моделированием и позволяет выявлять многие закономерности в социальной системе.
Системный метод в анализе общества позволяет изучать общество в виде стабильной социальной структуры, в которой человек руководствуется жестко заданным образцом поведения, который установлен коллективом. И в этом отношении структурно-функциональное направление социологии является, вероятно, одним из самых значительных. Оно тесно связано с математическим моделированием и позволяет выявлять многие закономерности в социальной системе.
-
== Гражданское общество ==
+
== 16. Гражданское общество ==
Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе (экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других). 
Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе (экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других). 
Строка 382: Строка 380:
Категориями неотъемлемых прав считаются право на труд (экономика), на национальные культурные ценности (культура), на исполнение религиозных обрядов, на свободу обмена информацией, свободу самореализации. Все спорные вопросы между гражданами решаются независимым судом. Выборность в высшие органы ограниченной государственной власти осуществляются всеобщим голосованием. Гражданское общество невозможно без правового государства.
Категориями неотъемлемых прав считаются право на труд (экономика), на национальные культурные ценности (культура), на исполнение религиозных обрядов, на свободу обмена информацией, свободу самореализации. Все спорные вопросы между гражданами решаются независимым судом. Выборность в высшие органы ограниченной государственной власти осуществляются всеобщим голосованием. Гражданское общество невозможно без правового государства.
-
== Модернизация как переход от традиционного к современному обществу ==
+
== 17. Модернизация как переход от традиционного к современному обществу ==
    Модернизация означает разрыв с социокультурной национальной традицией. Изменение культурной идентичности рассматривается теоретиками модернизации как необходимое условие успешности, а смена культурной идентичности говорит о завершенности модернизационного процесса.
    Модернизация означает разрыв с социокультурной национальной традицией. Изменение культурной идентичности рассматривается теоретиками модернизации как необходимое условие успешности, а смена культурной идентичности говорит о завершенности модернизационного процесса.
Строка 409: Строка 407:
# Модернизация -- не монотонный процесс. Она состоит из периодов колебаний, кризиса и стагнации.
# Модернизация -- не монотонный процесс. Она состоит из периодов колебаний, кризиса и стагнации.
-
== Нет билета с таким номером ==
+
== 20. Информационное общество. ==
-
 
+
-
== Нет билета с таким номером ==
+
-
 
+
-
== Информационное общество. ==
+
Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. 
Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. 
Строка 448: Строка 442:
* широкое распространение - компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.
* широкое распространение - компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.
-
== Социальная стратификация российского общества. Проблемы социальной мобильности. ==
+
== 21. Социальная стратификация российского общества. Проблемы социальной мобильности. ==
Стратификация -- социальное расслоение, неравенство (страт = слой)
Стратификация -- социальное расслоение, неравенство (страт = слой)
Строка 489: Строка 483:
# '''Беженцы'''.
# '''Беженцы'''.
-
== Социология этнических отношений. ==
+
== 22. Социология этнических отношений. ==
Этническая социология изучает сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются всех сторон жизни этнических общностей.
Этническая социология изучает сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются всех сторон жизни этнических общностей.
Строка 580: Строка 574:
Способность общества разрешать межнациональные конфликты - показатель гражданской зрелости и демократизма.
Способность общества разрешать межнациональные конфликты - показатель гражданской зрелости и демократизма.
-
== Этнические конфликты. Проблемы толерантности. ==
+
== 23. Этнические конфликты. Проблемы толерантности. ==
С общесистемной или общесоциальной точки зрения большинство этнических конфликтов -- это выражение объективно существующих противоречий между группами, которые имеют несовместимые цели в борьбе за ограниченные ресурсы (территорию, власть, престиж). Такие противоречия между этносами на Земле существуют почти повсюду.Конфликт в своем развитии проходит несколько стадий:
С общесистемной или общесоциальной точки зрения большинство этнических конфликтов -- это выражение объективно существующих противоречий между группами, которые имеют несовместимые цели в борьбе за ограниченные ресурсы (территорию, власть, престиж). Такие противоречия между этносами на Земле существуют почти повсюду.Конфликт в своем развитии проходит несколько стадий:
Строка 600: Строка 594:
Практически все исследователи этнических конфликтов едины во мнении, что полное их разрешение психологическими методами невозможно. Возможно только урегулирование, то есть перевод противоборства на другой, общественно безопасный уровень.
Практически все исследователи этнических конфликтов едины во мнении, что полное их разрешение психологическими методами невозможно. Возможно только урегулирование, то есть перевод противоборства на другой, общественно безопасный уровень.
-
== Социология религии. ==
+
== 24. Социология религии. ==
Институт церкви -- один из важнейших социокультурных институтов. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом. У церкви имеются колоссальные материальные средства, возможности влиять на сознание, поведение людей. Церковь нужна обществу, т.к. является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущих справедливость, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей. Величайшие достижение церкви -- идея отпущения грехов после покаяния.Церковь -- один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков:
Институт церкви -- один из важнейших социокультурных институтов. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом. У церкви имеются колоссальные материальные средства, возможности влиять на сознание, поведение людей. Церковь нужна обществу, т.к. является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущих справедливость, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей. Величайшие достижение церкви -- идея отпущения грехов после покаяния.Церковь -- один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков:
Строка 617: Строка 611:
Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.Церковь оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «греховными», противоречащими «закону», «Слову Божию». Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.
Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.Церковь оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «греховными», противоречащими «закону», «Слову Божию». Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.
-
== Социология культуры. Функции культуры. ==
+
== 25. Социология культуры. Функции культуры. ==
'''Культура''' очень сложное и многогранное понятие. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». '''Изначально''' под словом культура подразумевалось '''возделывание земли'''. Понятие культуры '''в широком смысле''' можно определить как '''способ организации и развития человеческой жизнедеятельности и результат его использования'''. Это понятие отражает объект, которые включает все созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, все, что уже сделано, делается и будет сделано человеком в будущем. 
'''Культура''' очень сложное и многогранное понятие. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». '''Изначально''' под словом культура подразумевалось '''возделывание земли'''. Понятие культуры '''в широком смысле''' можно определить как '''способ организации и развития человеческой жизнедеятельности и результат его использования'''. Это понятие отражает объект, которые включает все созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, все, что уже сделано, делается и будет сделано человеком в будущем. 
Строка 628: Строка 622:
Не только предмет изучения, но и время возникновения социологии культуры может трактоваться по-разному. А. Согомонов, в частности, утверждает, что "к'''ак особое направление социология культуры''' в мировой социальной мысли концептуально и категориально '''оформляется''' постепенно, '''начиная с рубежа 60-70-х''' гг., а в отечественной науке и того позже. Отмежевавшись как от чистой социальной теории, так и от сопредельных областей социология культуры окончательно и полноценно реализовалась как научный проект лишь параллельно с развитием постмодернистской социологической парадигмы". Однако такая точка зрения может быть оспорена. '''Крупные проекты''' социологии культуры были '''предложены''' Альфредом '''Вебером''' '''и''' Карлом '''Манхеймом''' еще '''в первой половине ХХ века'''. С другой стороны, эпоха постмодерна, ставшая, согласно А. Согомонову, временем "концептуального и категориального оформления" социологии культуры и ее "размежевания с сопредельными дисциплинами" характеризуется как раз размыванием границ между дисциплинами, тяготением к междисциплинарности, а также удивительной понятийной неопределенностью и многозначностью. Но эпоха постмодерна и возникшая в эту эпоху постмодернистская социологическая теория действительно характеризуется повышенным интересом к культурной проблематике. Таким образом, и время возникновения социологии культуры как отдельной дисциплины мы не можем указать с определенностью. Тем не менее, с полной определенностью можно утверждать, что '''анализ культурных феноменов''' '''– неотъемлемая часть социологии со времен Огюста Конта, и в этом смысле социология культуры – ровесница социологии'''.
Не только предмет изучения, но и время возникновения социологии культуры может трактоваться по-разному. А. Согомонов, в частности, утверждает, что "к'''ак особое направление социология культуры''' в мировой социальной мысли концептуально и категориально '''оформляется''' постепенно, '''начиная с рубежа 60-70-х''' гг., а в отечественной науке и того позже. Отмежевавшись как от чистой социальной теории, так и от сопредельных областей социология культуры окончательно и полноценно реализовалась как научный проект лишь параллельно с развитием постмодернистской социологической парадигмы". Однако такая точка зрения может быть оспорена. '''Крупные проекты''' социологии культуры были '''предложены''' Альфредом '''Вебером''' '''и''' Карлом '''Манхеймом''' еще '''в первой половине ХХ века'''. С другой стороны, эпоха постмодерна, ставшая, согласно А. Согомонову, временем "концептуального и категориального оформления" социологии культуры и ее "размежевания с сопредельными дисциплинами" характеризуется как раз размыванием границ между дисциплинами, тяготением к междисциплинарности, а также удивительной понятийной неопределенностью и многозначностью. Но эпоха постмодерна и возникшая в эту эпоху постмодернистская социологическая теория действительно характеризуется повышенным интересом к культурной проблематике. Таким образом, и время возникновения социологии культуры как отдельной дисциплины мы не можем указать с определенностью. Тем не менее, с полной определенностью можно утверждать, что '''анализ культурных феноменов''' '''– неотъемлемая часть социологии со времен Огюста Конта, и в этом смысле социология культуры – ровесница социологии'''.
-
== Массовая культура. Молодежная культура. ==
+
== 26. Массовая культура. Молодежная культура. ==
Основы российской социологии молодежи как более или менее самостоятельного направления исследований были заложены в 20х годах. Молодежь исследовалась с точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни коллективов. В 80-е годы значительно расширяются направления исследований, в них включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.'''Социология молодежи''' -- отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.
Основы российской социологии молодежи как более или менее самостоятельного направления исследований были заложены в 20х годах. Молодежь исследовалась с точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни коллективов. В 80-е годы значительно расширяются направления исследований, в них включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.'''Социология молодежи''' -- отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.
Строка 664: Строка 658:
# '''Юношеский возраст''' (15 – 18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления '''отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости''', усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). именно '''эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников''', которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию – преодоления социального отчуждения. естественно, '''в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки''', обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.
# '''Юношеский возраст''' (15 – 18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления '''отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости''', усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). именно '''эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников''', которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию – преодоления социального отчуждения. естественно, '''в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки''', обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.
-
== Личность - человек - индивид. Социологические концепции личности. ==
+
== 27. Личность - человек - индивид. Социологические концепции личности. ==
Человек -- общеродовое понятие.
Человек -- общеродовое понятие.
Строка 700: Строка 694:
* Конформность 
* Конформность 
-
== Семья как социальный институт. ==
+
== 28. Семья как социальный институт. ==
Социология Семьи -- отрасль социологии, изучающая семью -- социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или объединяющую людей общностью быта.
Социология Семьи -- отрасль социологии, изучающая семью -- социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или объединяющую людей общностью быта.
Строка 731: Строка 725:
* '''Психотерапевтическая '''— позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
* '''Психотерапевтическая '''— позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
-
== Социальные нормы и девиантное (отклоняющееся) поведение. ==
+
== 29. Социальные нормы и девиантное (отклоняющееся) поведение. ==
'''Под социальными нормами''' обычно '''понимают установленные в обществе правила''', образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. 
'''Под социальными нормами''' обычно '''понимают установленные в обществе правила''', образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. 
Строка 744: Строка 738:
         '''Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.''' Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).         '''В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам''' и даже, напротив, происходит их нарушение. '''В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта.''' Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.''' '''
         '''Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.''' Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).         '''В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам''' и даже, напротив, происходит их нарушение. '''В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта.''' Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.''' '''
-
== Глобализация как универсальный контекст современной модернизации ==
+
== 30. Глобализация как универсальный контекст современной модернизации ==
Модернизация - это реформирование, эволюция, движение от более низкого уровня и качества к более высокому и развитому, переход от традиционного общества к современному.
Модернизация - это реформирование, эволюция, движение от более низкого уровня и качества к более высокому и развитому, переход от традиционного общества к современному.
Строка 774: Строка 768:
Глобализация несёт в себе и новые возможности, и угрозу
Глобализация несёт в себе и новые возможности, и угрозу
-
== Общественное мнение и общественное настроение. ==
+
== 31. Общественное мнение и общественное настроение. ==
'''Общественное мнение''' – '''состояние массового сознания''', заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.
'''Общественное мнение''' – '''состояние массового сознания''', заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.
Строка 842: Строка 836:
# Стабильность.
# Стабильность.
-
== Конфликт как форма социального взаимодействия. ==
+
== 32. Конфликт как форма социального взаимодействия. ==
'''Конфликт --''' это столкновение между людьми или большими социальными группами, любое общество подвержено конфликтам. Они могут привести к разрушению не только экономических или политических систем, но и самого общества в целом. 
'''Конфликт --''' это столкновение между людьми или большими социальными группами, любое общество подвержено конфликтам. Они могут привести к разрушению не только экономических или политических систем, но и самого общества в целом. 
Строка 904: Строка 898:
Лучше всего в межнациональных конфликтах действует принцип права наций на самоопределение.
Лучше всего в межнациональных конфликтах действует принцип права наций на самоопределение.
-
== Социология политики. Политическая власть и общество. ==
+
== 33. Социология политики. Политическая власть и общество. ==
Социология политики -- отрасль социологического знания, изучающая влияние общества на государство
Социология политики -- отрасль социологического знания, изучающая влияние общества на государство
Строка 969: Строка 963:
* Активистская -- активное участие граждан в политике
* Активистская -- активное участие граждан в политике
-
== Политические элиты и политическое лидерство. ==
+
== 34. Политические элиты и политическое лидерство. ==
Теория политических элит встречается у Платона, В. Парето, Г. Моско и Р. Михельса. 
Теория политических элит встречается у Платона, В. Парето, Г. Моско и Р. Михельса. 
Строка 1028: Строка 1022:
* По технологиям формирования -- закрытая и открытая.
* По технологиям формирования -- закрытая и открытая.
-
== Особенности демографических процессов в России ==
+
== 35. Особенности демографических процессов в России ==
Демографические процессы - процессы воспроизводства населения (рождаемость, смертность, брачность, разводимость).Численность населения в стране может меняться за счет 3 компонентов:
Демографические процессы - процессы воспроизводства населения (рождаемость, смертность, брачность, разводимость).Численность населения в стране может меняться за счет 3 компонентов:
Строка 1071: Строка 1065:
Рождаемость.В отличие от смертности, с рождаемостью, вопреки бытующему мнению, ничего особенно катастрофического не происходит. Ее снижение в начале 90-х закономерное продолжение перемен, идущих уже не одно десятилетие. По прогнозам демографов в скором времени рождаемость несколько повысится. Особенность России -- омоложение рождаемости (то есть рожают в более раннем возрасте)Миграция.1990-94 гг. -- соотношение приезжающих/уезжающих в пользу приезжих, за счет этого население увеличилось на 1,2%.
Рождаемость.В отличие от смертности, с рождаемостью, вопреки бытующему мнению, ничего особенно катастрофического не происходит. Ее снижение в начале 90-х закономерное продолжение перемен, идущих уже не одно десятилетие. По прогнозам демографов в скором времени рождаемость несколько повысится. Особенность России -- омоложение рождаемости (то есть рожают в более раннем возрасте)Миграция.1990-94 гг. -- соотношение приезжающих/уезжающих в пользу приезжих, за счет этого население увеличилось на 1,2%.
-
== Программа социологического исследования. ==
+
== 36. Программа социологического исследования. ==
Для проведения социологического исследования нужна его программа. 
Для проведения социологического исследования нужна его программа. 
Строка 1095: Строка 1089:
** Логические схемы ее обработки.
** Логические схемы ее обработки.
-
== Стратегии эмпирического социологического исследования. Количественные и качественные методы исследования ==
+
== 37. Стратегии эмпирического социологического исследования. Количественные и качественные методы исследования ==
Эмпирическая социология -- это исследования, связанные со сбором и анализом конкретных социальных фактов и использованием специальных методов: опроса (письменного и устного), социологического наблюдения, эксперимента и др. Эмпирическая социология появилась в 20-30 гг. XX века.
Эмпирическая социология -- это исследования, связанные со сбором и анализом конкретных социальных фактов и использованием специальных методов: опроса (письменного и устного), социологического наблюдения, эксперимента и др. Эмпирическая социология появилась в 20-30 гг. XX века.
Строка 1141: Строка 1135:
** создание теорий.
** создание теорий.
-
== Проблема репрезентативности выборки. Методика сбора эмпирической информации. ==
+
== 38. Проблема репрезентативности выборки. Методика сбора эмпирической информации. ==
Из трёх видов исследования (всеобщего, локального и выборочного) выброчное используется чаще всего. При проведение эмпирического исследования важно в первую очередь обеспечить репрезентативность получаемой информации. Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Отбор должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции всей генеральной совокупности. Идея в том, чтобы при опросе 200-300 чел. полученная информация могла быть экстраполирована на весь массив (например, на все население города). Поэтому именно выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом.Процесс обеспечения репрезентативности информации в эмпирическом исследовании, т.е. достижения близкого соответствия выборочной совокупности генеральной реализуется в ходе организации выборки. Понятие"выборки" в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях:
Из трёх видов исследования (всеобщего, локального и выборочного) выброчное используется чаще всего. При проведение эмпирического исследования важно в первую очередь обеспечить репрезентативность получаемой информации. Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Отбор должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции всей генеральной совокупности. Идея в том, чтобы при опросе 200-300 чел. полученная информация могла быть экстраполирована на весь массив (например, на все население города). Поэтому именно выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом.Процесс обеспечения репрезентативности информации в эмпирическом исследовании, т.е. достижения близкого соответствия выборочной совокупности генеральной реализуется в ходе организации выборки. Понятие"выборки" в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях:
Строка 1160: Строка 1154:
* '''Многоступенчатая -- '''отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них -- цеха, в цехах -- респонденты
* '''Многоступенчатая -- '''отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них -- цеха, в цехах -- респонденты
-
== Эксперимент в социальных науках ==
+
== 39. Эксперимент в социальных науках ==
Эксперимент -- это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. 
Эксперимент -- это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. 
Строка 1176: Строка 1170:
Однако большая часть экспериментов в социальных науках происходит в условиях, когда перечисленные принципы не могут быть реализованы полностью. Возникающие здесь ограничения имеют технический, а иногда принципиальный характер. Если, например, в социологическом эксперименте независимыми переменными служат раса или социальное происхождение, то мы даже технически -- не говоря уже о соображениях морали -- не можем осуществлять полный контроль над этими переменными, т. е. совершенно произвольно определять их значение для каждого отдельного случая (субъекта). И даже если бы эту трудность можно было бы каким-то образом преодолеть на время проведения испытаний, нам было бы трудно изолировать интересующий нас основной эффект от влияния сопутствующих, “закоррелированных” с независимой переменной факторов, -- связанного с расой или происхождением специфического социального опыта, соответствующих социальных навыков и т. п.
Однако большая часть экспериментов в социальных науках происходит в условиях, когда перечисленные принципы не могут быть реализованы полностью. Возникающие здесь ограничения имеют технический, а иногда принципиальный характер. Если, например, в социологическом эксперименте независимыми переменными служат раса или социальное происхождение, то мы даже технически -- не говоря уже о соображениях морали -- не можем осуществлять полный контроль над этими переменными, т. е. совершенно произвольно определять их значение для каждого отдельного случая (субъекта). И даже если бы эту трудность можно было бы каким-то образом преодолеть на время проведения испытаний, нам было бы трудно изолировать интересующий нас основной эффект от влияния сопутствующих, “закоррелированных” с независимой переменной факторов, -- связанного с расой или происхождением специфического социального опыта, соответствующих социальных навыков и т. п.
-
== Современные социологические теории ==
+
== 40. Современные социологические теории ==
=== Структурно-функционалистская парадигма ===
=== Структурно-функционалистская парадигма ===
Альфред Рэдклифф-Браун (1881—1955) первым применил системный подход к изучению обществ. Общество по нему — это суперорганизм, который имеет необходимые условия существования, из-за которых и возникают социальные институты. Функция социальных явлений — создавать и поддерживать солидарность. Бронислав Малиновский (1884—1942) уточняет понятия функции и применяет функциональный подход к изучению культуры. То есть каждый элемент культуры первобытного общества выполняет важную функцию.
Альфред Рэдклифф-Браун (1881—1955) первым применил системный подход к изучению обществ. Общество по нему — это суперорганизм, который имеет необходимые условия существования, из-за которых и возникают социальные институты. Функция социальных явлений — создавать и поддерживать солидарность. Бронислав Малиновский (1884—1942) уточняет понятия функции и применяет функциональный подход к изучению культуры. То есть каждый элемент культуры первобытного общества выполняет важную функцию.

Пожалуйста, обратите внимание, что все ваши добавления могут быть отредактированы или удалены другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. eSyr's_wiki:Авторское право).
НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблоны, использованные на этой странице:

Личные инструменты
Разделы