История религии, 02 лекция (от 12 сентября 2008 года)

Материал из eSyr's wiki.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
* '''Диктофонная запись:''' http://esyr.org/lections/audio/religion_history_2008_winter/HR_08_09_12.ogg
* '''Диктофонная запись:''' http://esyr.org/lections/audio/religion_history_2008_winter/HR_08_09_12.ogg
-
В качестве альтернативы лектор готов предложить взгляд теолога. Немецкого католического теолога Ханса Кюнга. Он был в МГУ, читал лекцию ... и поделился своим взглядом на религию. Религия делает возможным самоидентификацию личности. Религия позволяет найти ему смысл жизни, включиться в деятельность крупной корпорации, чувствовать себя защищённым, в т.ч. социально защищённым. Следующая функция: ритуализация жизни. Это хороший список, поскольку он лучше отвечает реалиям, чем тот список, описанный в учебнике. ... Есть ритуализация в православии, ..., но это ничто по сравнению с ритуализацией в иудаизме. Если спросить, сколько заповедей, то верятно ответите, что их 10. В иудаизме же многие раввины указывают, что только в торе их 613. Поэтому появились ..., которые создали интересный текст, Талмуд, который ... . Что запрещено в шаббат? Оказывается, запрещено всё, что делали строители второго иерусалимского храма. Можно предаваться благочестивым беседам, ходить в гости, питаться за счёт того, что было приготовлено накануне. Регламентировано и количество шагов, но считать их нельзя. Был найден генильный ход: поскольку шаббат это праздник, то можно носить украшения, и делали ключи из драгметаллов. В конфуцианстве есть обряд пожелания родителям доброго утра и доброй ночи. В пр. одежде, по определённой лестнице ... .
+
В качестве альтернативы лектор готов предложить взгляд теолога. Немецкого католического теолога Ханса Кюнга. Он был в МГУ, читал лекцию ... и поделился своим взглядом на религию. Религия делает возможным самоидентификацию личности. Религия позволяет найти ему смысл жизни, включиться в деятельность крупной корпорации, чувствовать себя защищённым, в т.ч. социально защищённым. Следующая функция: ритуализация жизни. Это хороший список, поскольку он лучше отвечает реалиям, чем тот список, описанный в учебнике. ... Есть ритуализация в православии, ..., но это ничто по сравнению с ритуализацией в иудаизме. Если спросить, сколько заповедей, то вероятно ответите, что их 10. В иудаизме же многие раввины указывают, что только в торе их 613. Поэтому появились ..., которые создали интересный текст, Талмуд, который ... . Что запрещено в шаббат? Оказывается, запрещено всё, что делали строители второго иерусалимского храма. Можно предаваться благочестивым беседам, ходить в гости, питаться за счёт того, что было приготовлено накануне. Регламентировано и количество шагов, но считать их нельзя. Был найден гениальный ход: поскольку шаббат это праздник, то можно носить украшения, и делали ключи из драгметаллов. В конфуцианстве есть обряд пожелания родителям доброго утра и доброй ночи. В определённой одежде, по определённой лестнице ... .
-
Религия позволяет поянить, может и искажённо, практически любые события.
+
Религия позволяет пояснить, может и искажённо, практически любые события.
-
Следующая функция --- социальная интеграция. В поняснении не нуждается.
+
Следующая функция --- социальная интеграция. В пояснении не нуждается.
-
Следующая функция --- космизация. Возможно, Ханс Кюнг взял её у Пауля Бергера. Религия есть космизация посвящ. сопосбов (включение в космос). У ХК это прибрело и экологический оттенок --- не засорять ни землю, ни космос, заботиться о продолжении жизни и рода.
+
Следующая функция --- космизация. Возможно, Ханс Кюнг взял её у Пауля Бергера. Религия есть космизация посвящ. способов (включение в космос). У ХК это прибрело и экологический оттенок --- не засорять ни землю, ни космос, заботиться о продолжении жизни и рода.
-
Последняя функция --- пророчества. Чётко маркирует религию. Пророчество никакую науку не использует, даже если это магическая наука. Пророчество это не гадание. Блее того, пророк и маг находятся по разные стороны баррикад. Пророк не позволяет себе без санкции свыше внедряться в сверхъестественное. Пророк — несчастный человек и он не хочет выполнять пророческую миссию, но он должен это делать. Пророк говорит правителю нелестные вещи, поэтому он гоним. Пророк говорит нелестные вещи простолюдинам, поэтому непонимаем. Пророк подневолен, он говорит не от себя, по подчинению внешней сверхъестественной силы. Пророк есть только в религиях. Магия же бывает не только там.
+
Последняя функция --- пророчества. Чётко маркирует религию. Пророчество никакую науку не использует, даже если это магическая наука. Пророчество это не гадание. Более того, пророк и маг находятся по разные стороны баррикад. Пророк не позволяет себе без санкции свыше внедряться в сверхъестественное. Пророк — несчастный человек и он не хочет выполнять пророческую миссию, но он должен это делать. Пророк говорит правителю нелестные вещи, поэтому он гоним. Пророк говорит нелестные вещи простолюдинам, поэтому непонимаем. Пророк подневолен, он говорит не от себя, по подчинению внешней сверхъестественной силы. Пророк есть только в религиях. Магия же бывает не только там.
С функциями религии разобрались.
С функциями религии разобрались.
-
Теперь поговорим об исторических типах религий. Что здесь нужн помнить: типологизаций религий масса. Сколько исследователей, столько мнений. Лектор в качестве некоторой альтернативы предлагает целый ряд: одни принадлежат перу светских мыслителей, другие — конфессиональным. Лектор начнёт с классификации из учебника. Там представлена очень лапидарная типология религий. Чем она ценна: соблюдён принцип единства основного деления. Таким ... является носитель религии. Согласно этой типологии, можн выделить всего три типа: родо-племенные, народно-национальные или мировые. Носителем первого типа является род или религия — группа общинников, бъед родств. связями. Вторй тип — религия выходит за пределы семьи, и ... это конец позднего неолита, 8—10 тыс. до нэ, не раньше. Мир религии в кач. свего носителя могут подразум. любого челвек на земле.
+
Теперь поговорим об исторических типах религий. Что здесь нужно помнить: типологизаций религий масса. Сколько исследователей, столько мнений. Лектор в качестве некоторой альтернативы предлагает целый ряд: одни принадлежат перу светских мыслителей, другие — конфессиональным. Лектор начнёт с классификации из учебника. Там представлена очень лапидарная типология религий. Чем она ценна: соблюдён принцип единства основного деления. Таким ... является носитель религии. Согласно этой типологии, можн выделить всего три типа: родо-племенные, народно-национальные или мировые. Носителем первого типа является род или религия — группа общинников, объединение родственными связями. Второй тип — религия выходит за пределы семьи, и ... это конец позднего неолита, 8—10 тыс. до нэ, не раньше. Мир религии в качестве своего носителя могут подразумевать любого человека на земле.
-
Рдоплеменные перввичны, появл на ранних этпах сциогенеза, эт неолит. ... напр, у кренного нгас. автрлии, южной мерики, север евразии, океании. Поныне в тких бществах сохр. архаичная соц. структура, где есть вжд, жрец и все остльные. Считается, что эти религии стизийно возн. в доклассовом обществе и адпт. в классовом общ. Носители ... — родственники. Божества — покровители рода или только вожда. В центре вероуч. таких религий явл. сакрализция и культ плем. вождя, также взм. сакр. жреца. Кроме того, культ предков, культ рода и охранные божества. ... это анемизм, фетишиз, тотемизм.
+
'''Родоплеменные''' отношения первичны, появляются на ранних этапах социогенеза, это неолит. ... например, у коренного населения Австралии, Южной Америки, севера Евразии, Океании. Поныне в таких обществах сохраняется архаичная социальная структура, где есть вождь, жрец и все остльные. Считается, что эти религии стихийно возникали в доклассовом обществе и адаптировались в классовом обществе. Носители ... — родственники. Божества — покровители рода или только вождя. В центре вероучения таких религий находится сакрализация и культ племенного вождя, также возможна сакрализация жреца. Кроме того, культ предков, культ рода и охранные божества. ... это анемизм, фетишизм, тотемизм.
-
Нар-нац. Носителем явл. нардносьт или нция. Возн. на стдии становления протогс. структур и лбычно сущ. в рамках госграниц. Бжество, боги, покровители уже цкелй нации, государства, для этих религий характерен не культ вждя, а культ императора, часто он считается рдст. божества. Пример: культ императоров китая, культ фараона. Происх. скрализация власти, как свецекой, так и духовнй, сакрал ... . Именно для них хракт. сакрализацция жизни. Примеры: иудаизм, ..., индуизм. Для нр-нц религий зхарактерн множ. обрядов и ритуалов, связ. с этн. традициями, в тм числе, поддерж. гигиены (ритуальные омовения). ... согл ... его соверш ... отец других богов, ... когда вернулся из жёлтых вд, где искал свою умершую жену. И этму ритуалу длжны следвать все китайцы(?). Принятие пищи также обствавленно массой ритуалов. Иудаизм --- дн из ритуал. религий. Законы кашрута дни из самых слжных в иудаизме. В идеале каждый иудей питается только кошерной пищей. Древнегр., древнеримская религии тже нр-нац. Например, все знают триумф. арки. С т. з. моск. градостроительства триумф. рка на кут. проспекте сверш. ненужный элемент. Пнятн, ткуда призошло заимст? Из культуры зап. евр., в чст. париж., а там из эпхи взрждения. Тогда они имели дек-прикл. хр-тер, брамляя красивые виды из города на откр. поля. А в древнем Риме арки были действ. триумфальные. Войска, возвр. из пхдов, возвр. чаще всего с победой, и римляне очищались от скверны прлитой крови, прохдя через арки. По дну сторону арки ни ост. доспехи Мрсу, а по другую сторону они приносили жертву Юпитеру и стнвились прядочными гржданами рима. Пзднее триумф. арки стали строить мстер эпхи возржд, зимствуя их из поздней античнсти, а те заимствовали из рима. Но у римлян арки действительно были сугуб риуальным элементом грдостроительства. Религий нц. мнго, сколько древних гос-в, столько древних религий и было. В том числе, и древнеславянский культ, который прсвущ. д Владимира Крсне солонышк, который снчала попыт. навязть культ перун, а пт ом для вступления в ЕС навяз. христианств.
+
'''Народно-национальные'''. Носителем является народность или нация. Возникает на стадии становления протогосударственных структур и обычно существует в рамках госграниц. Божество, боги, покровители уже целой нации, государства, для этих религий характерен не культ вождя, а культ императора, часто он считается родственником божества. Пример: культ императоров Китая, культ фараона. Происходит сакрализация власти, как светской, так и духовной, сакрализация ... . Именно для них характерна сакрализация жизни. Примеры: иудаизм, ..., индуизм. Для народно-национальных религий характерно множество обрядов и ритуалов, связанных с этническими традициями, в том числе, поддержание гигиены (ритуальные омовения). ... согл ... его совершение ... отец других богов, ... когда вернулся из жёлтых вод, где искал свою умершую жену. И этому ритуалу должны следовать все китайцы(?). Принятие пищи также обставлено массой ритуалов. Иудаизм --- одна из ритуальных религий. Законы кашрута -- одни из самых слжных в иудаизме. В идеале каждый иудей питается только кошерной пищей. Древнегреческая, древнеримская религии -- тоже народно-национальные. Например, все знают триумфальные арки. С т.з. московского градостроительства, триумфальная арка на кутузовском проспекте -- совершенно ненужный элемент. Понятно, откуда призошло заимствование? Из культуры западной Европы, в частности, Парижа, а там из эпохи Возрождения. Тогда они имели декоративно-прикладной характер, обрамляя красивые виды из города на открытые поля. А в древнем Риме арки были действительно триумфальные. Войска, возвращаясь из походов, чаще всего с победой, очищались от скверны пролитой крови, проходя через арки. По одну сторону арки они оставляли доспехи Марсу, а по другую сторону они приносили жертву Юпитеру и становились порядочными гражданами Рима. Позднее, триумфальные арки стали строить мастера эпохи Возрождения, заимствуя их из поздней античности, а те заимствовали из Рима. Но у римлян арки действительно были сугубо ритуальным элементом градостроительства. Религий национальных много, сколько древних государств, столько древних религий и было. В том числе, и древнеславянский культ, который просуществовал до Владимира Красное Солнышко, который сначала попытался навязать культ Перуна, а потом навязывал христианство.
-
Мирвые религии предолеваяют всяч. брьеры, исповедовать мир. религию мжет любюой челвек на хземле, и дстичь любго ранга он также способен, при опр. условиях. Мировых религий три: буддизм, христ., ислам. Можн прч. у Мкса Веббер, чт у мир. религийц бльше. В частности, н пытался записать туда индуизм, иудизм и кнфуц. Почему индуизм не стала мирвой? Потому что с тчки зрения самих индуистов, нужно обяз. быть индусом. Рзличнго рода бритые субьекты в розвых занавескх это не индуисты, это кришниты, макдональдс, пришло оно из америки, основателем был американец индусского происх, ... Н сущ. и аутентичный индуизм, сущ. в основном н шриланке, и ни себя считают вишналами (кришн --- 10 или 12 аватр Вишны) чтбы стть вишналом, нужн жить в индии. Т же самое касается и других ... . Иудаизм тоже не явл. мировой религией, ... Конфуцианств вообще дно не явл. религией, а претендвало н роль этики, в этом кач. оно могло быть универс., а кнфуц. кк религия, культ императора, культ Конфуция (скончался 555 до нэ, кнонизирван 555 нэ), и з пределами Китая нет ни одного храма Конфуция.
+
'''Мировые религии''' предолевают всяческие барьеры, исповедовать мировую религию может любой человек на земле, и достичь любого ранга он также способен, при определённых условиях. Мировых религий три: буддизм, христианство, ислам. Можно прочитать у Макса Вебера, что мировых религий больше. В частности, он пытался записать туда индуизм, иудаизм и конфуцианство. Почему индуизм не стала мировой? Потому что с точки зрения самих индуистов, нужно обязательно быть индусом. Различного рода бритые субьекты в розовых занавесках это не индуисты, это кришнаиты, макдональдс, пришло оно из америки, основателем был американец индусского происхождения, ... Но существует и аутентичный индуизм, существует в основном на Шри-ланке, и они себя считают вишналами (кришна --- восьмая аватара Вишны) чтбы стать вишналом, нужно жить в Индии. То же самое касается и других религий. Иудаизм тоже не является мировой религией, по тем же причинам. Конфуцианство вообще одно не является религией, а претендовало на роль этики, в этом качестве оно могло быть универсальным, а конфуцианство как религия, культ императора, культ Конфуция (скончался 555 до н.э., канонизирован 555 н.э.), не распространено, и за пределами Китая нет ни одного храма Конфуция.
-
Последний аспект, к-рый надо разобрать: понятие религ. веры. С этим понятием такие же трудности, как с понятием религии вообще. ... пытались дать понятие веры. Давайте возьмём тке опред: "... вринт ...". Религиозная вера — вера в бъективное сущ. соверш. опр. объектов, гипстазируемых существ, свойств, связей. Вера в возм. общ. с каж. бъективными личностями или сущностями, получение т них помощи, уверенности в том, что миф. события прошлого жеств. происходили и могут реалихз. в будущем, вера в достоверность текстов и вера в заризмтичность диждеров/духовников/жрецов. определение религ .веры довольно дурне занятие, поск. можно впсть в бесконеечнсть. Озвуч. пр есть в учебнике по религиоведения, и оно не выдерж .критики, поск. можно нйти ткой феномен, коктрый не связ. с религией, но тем не менее попадет под это опр., нарпимер, уфология. ...
+
Последний аспект, который надо разобрать: понятие религиозной веры. С этим понятием такие же трудности, как с понятием религии вообще. ... пытались дать понятие веры. Давайте возьмём такое опредедение: "... вринт ...". Религиозная вера — вера в объективное существование совершенно определённых объектов, гипостазируемых существ, свойств, связей. Вера в возможность общения с кажущимися объективными личностями или сущностями, получение от них помощи, уверенности в том, что мифологические события прошлого действительно происходили и могут реализоваться в будущем, вера в достоверность текстов и вера в харизматичность лидеров/духовников/жрецов. определение религиозной веры довольно дурное занятие, поскольку можно впасть в бесконечность. Озвученное определение есть в учебнике по религиоведению, и оно не выдерживает критики, поскольку можно найти такой феномен, который не связан с религией, но тем не менее попадет под это определение, например, уфология.
-
Теперь позн. с конкр. религиями, кторые ист., археологми, этногрфами зафикс. Их дстаточно сложно верифицировать, нужн лии временные пласты вводить, или гегр. локализвывать. Есть какой-т о набор самых архаичных религий, живущих вместе с человечеством. Это, в первую очередь, фетишизм (от порт. слова фитико — талисмн). Португальцы часто плавали н побережье фрики и чсто видели подобные мулеты, и этим термином стали бозн. веру в эти талисманы. Фетишизм — религ. вера в наличие у бъектв неживй природы пр. св-в и сил сверхъествественных, кторыми мжно воспользоваться. Первые фитик были продукты естественного происхдждления --- камни необычной формы, кусок древесины т дерева, в который попла молония. Пзднее амулеты стли артифактами, стали изг. антропомрфные, зоморфные фигуры, изг. из разных мтерилов... Важно, что это бъекты неж. природы, ндел. силой.
+
Теперь познакомимся с конкретными религиями, которые историками, археологами, этнографами зафиксированы. Их достаточно сложно верифицировать, нужно ли временные пласты вводить, или географию локализовывать. Есть какой-то набор самых архаичных религий, живущих вместе с человечеством. Это, в первую очередь, '''фетишизм''' (от португальского слова фитико — талисман). Португальцы часто плавали на побережье Африки и часто видели подобные амулеты, и этим термином стали обозначать веру в эти талисманы. Фетишизм — религиозная вера в наличие у объектов неживй природы природы свойств и сил сверхъестественных, которыми можно воспользоваться. Первые фитик были продукты естественного происхождения --- камни необычной формы, кусок древесины от дерева, в которое попала молния. Позднее амулеты стали артефактами, стали изготавливаться антропоморфные, зооморфные фигуры, изготавливались из разных материалов... Важно, что это объекты неживой природы, наделённые силой.
-
След. религия --- тотемизм, от отото --- род. Это религ. вер в родство конкр. людей с кнкр. животными, предст. фуны и флоры. Тотемизм ориент. н сущ. или сущнсть из живй природы. Тотемом явл. или рстение, или животне, редко явление (огонь, вода, ветер... стихии) . Тотемизмом многие занимались, это довольно изученная и пнятня религия. Может быть индивид. тотем, у каждого свй. Чаще встр. тотем рда, н исп. как эмблема родла или бщины, мжет быть тотем по генд. признаку --- тотем мужчик, женщин, мльчикв, девочек. В кач. пережитков тотемизма религиоведы вспминют праздник мальчикв в японии. Раньше на двери домов, где подраст. мальчики, вешали карпов, они там весели день,Ю птом их снимали и схедали, если они не протухали. Сейчас вешают иск., но карп считается символом силы вли, ... .
+
Следующая религия --- '''тотемизм''', от отото --- род. Это религиозная вера в родство конкретных людей с конкретными животными, представление фауны и флоры. Тотемизм ориентируется на существо или сущность из живой природы. Тотемом является или растение, или животное, редко явление (огонь, вода, ветер... стихии) . Тотемизмом многие занимались, это довольно изученная и понятная религия. Может быть индивидуальный тотем, у каждого свой. Чаще встречается тотем рода, он используется как эмблема рода или общины, может быть тотем по гендерному признаку --- тотем мужчины, женщины, мальчиков, девочек. В качестве пережитков тотемизма религиоведы вспоминают праздник мальчиков в Японии. Раньше на двери домов, где подрастают мальчики, вешали карпов, они там висели день, а потом их снимали и съедали, если они не протухали. Сейчас вешают искуственных рыб, но карп считается символом силы вли, ... .
... которые в комп. Фрейда "Код тотемизма".
... которые в комп. Фрейда "Код тотемизма".
-
* Первый период. Нельзя убивать, есть опр. Животных, люди всп. пр. жив. и ухаживают за ними
+
* Первый период. Нельзя убивать, есть определённых животных, люди вспоминают про животных и ухаживают за ними
-
* Случайно погибшее животное опл. и хронится
+
* Случайно погибшее животное опл. и хранится
-
* Ингда в кач. табу запр. есть только
+
* Иногда в качестве табу запрет есть только
-
* Если животное принос в ... по ритуалу, т его след. трж. оплакать. В некрых случаях ндевают шкуру животных-тотемов.
+
* Если животное приносится в жертву по ритуалу, то его следует трж. оплакать. В некоторых случаях надевают шкуру животных-тотемов.
* Племена ...
* Племена ...
-
* Многие пльз. изобр животнго кк гербом
+
* Многие пользуются изображением животного как гербом
-
* Если тотем приндл. страшному или псн. дивотным, то счи тается, что оно
+
* Если тотем принадлежит страшному или опасному животному, то считается, что оно
-
* Животное-ттем охр. и предупр. опсности племя (на взшляд лектра, это сильно, поск. люди, живущие в лесу мгут прекр. пнимть, чт опр. поведение живтных что озн.)
+
* Животное-тотем охраняет и предупреждает об опасности племя (на взгляд лектора, это сильно, поскольку люди, живущие в лесу, могут прекрасно понимать, что определённое поведение животных что-то означает).
-
* Связь с жив.-ттемом узми общ. присх.
+
* Связь с животным-тотемом узами общего происхождения.
-
Анимизм. (от аним душ и нимус — дух). Вер в сущ. разл. духов и душ. Вера в сущ. духвных двйникв разл. объектв.Крйне редко можно встр. термин анимализм — вера в сущ. духов и душ именно животных. Это нечто среднее между тотемизмом и анимизмом. Известный нгл. нтрополог, напис. труд "первбытня культур", псвятил две главы именно нимизму, н указывал, чт это минимум религии. В ответ н это появились доанимист. религии.
+
'''Анимизм''' (от анима душа и нимус — дух). Вера в существование различных духов и душ. Вера в существование духовных двойников различных объектов. Редко можно встретить термин анимализм — вера в существование духов и душ именно животных. Это нечто среднее между тотемизмом и анимизмом. Известный английский антрополог, написал труд "первобытная культура", посвятил две главы именно анимизму, он указывал, что это минимум религии. В ответ на это появились доанимистические религии.
-
Ещё одно: религия мана или динамизм. Взят термин ман из язык т ли племён австралии, то ли океании. Автралоиды верили, что сущ. безличная безымяння сила, разлит в мире, и на мжет накапливаться в людях или в местности, и эту силу мжно накопить в себе и исп. н благо племент. Динамизм — просто вера в силу. Джедаи тоже верили в Силу,
+
Ещё одно: религия ''мана'' или '''динамизм'''. Взят термин ''ман'' из язык то ли племён Австралии, то ли Океании. Австралоиды верили, что существует безличная безымянная сила, разлитая в мире, и она может накапливаться в людях или в местности, и эту силу можно накопить в себе и использовать на благо племени. Динамизм — просто вера в силу. Джедаи тоже верили в Силу,
-
... он (Дюркгейм) решил, что дёт опр. в тотемизму, а дал отличное опр. ман. Это вер в безымянную, безл. силу, обит. в существах, но не смеш. с ним ... она наст. ....
+
... он (Дюркгейм) решил, что даёт определение тотемизму, а дал отличное определение ман. Это вера в безымянную, безличную силу, обитающую в существах, но не смешанную с ним ... она наст. ....
-
Это опр. допустимо приложить к ещё дному явл. пнтемизму.
+
Это определение допустимо приложить к ещё одному явлению '''пантемизму'''.
-
В какой-то более поздний перид, верятнее всего в неолите, появл. рщнобр. соц. формы религии. Во-первых, мифология. Когд говорят слово миф, мифология, сразу всп. мифы греции и рима, и для нас это заведомо вымышл. истории с героическими персонжами. Для философов и ... эт не сказочка, реальность, знчительно более рельная, чем то, что нс окружет. Сейчс по истории мифов вышло много литертуры, в чстности ... Есть книжка Курта хьюменер "Истина мифа" Есть книжк Лосев "диалектика мифа" Есть незконченный труд Голосовкера "логика имагинативного". В самых общ. чертах: для носителя мифлогич. сзнания это именно истинное знние, сакрльное. Сгласно ..., миф вып. 5 функций, 5 аспектов:
+
В какой-то более поздний период, вероятнее всего в неолите, появляются разнообразные социальные формы религии. Во-первых, ''мифология''. Когда говорят слово миф, мифология, сразу вспоминаются мифы Греции и Рима, и для нас это заведомо вымышленные истории с героическими персонажами. Для философов и ... это не сказочка, реальность, значительно более реальная, чем то, что нас окружает. Сейчас по истории мифов вышло много литературы, в частности ... Есть книжка Курта Хьюменера "Истина мифа", есть книжк Лосев "Диалектика мифа", есть незаконченный труд Голосовкера "Логика имагинативного". В самых общих чертах: для носителя мифологического сознания это именно истинное знание, сакральное. Согласно ..., миф выполняет 5 функций, 5 аспектов:
-
* Миф явл. истрие подвигов сверхчеловеческих существ, героев, культурных герев в т ч
+
* Мифологическое явление истории подвигов сверхчеловеческих существ, героев, культурных героев в т.ч.
-
* Миф предст. абс. рельным и явл. сакрльным. Тлько в момент псвящения псвящённым расск. соотв. мифы, мифы были или мужские (воины), или жнские (в основном, деторождение)
+
* Миф представляется абсолютно реальным и является сакральным. Только в момент посвящения посвящённым рассказывают соответствующие мифы, мифы были или мужские (воины), или женские (в основном, деторождение).
-
* Миф этиологичен (этиология — учение о происх.). Миф способен рсск., откуд всё призошло, поэтому миф может быть парадигмой
+
* Миф этиологичен (этиология — учение о происхождении). Миф способен рассказать, откуда всё произошло, поэтому миф может быть парадигмой.
-
*: Этиология --- знание априорное, гносилгия --- апостериорное
+
* Этиология --- знание априорное, гносеология --- апостериорное.
-
* Миф способен актуализирвать, возвр. учатсников ритуала в прошлое. То же есть и в мирвых религиях. Нпример — литургия в христинстве.
+
* Миф способен актуализировать, возвращать участников ритуала в прошлое. То же есть и в мировых религиях. Например — литургия в христианстве.
<noinclude>{{История религии}}</noinclude>
<noinclude>{{История религии}}</noinclude>
-
{{Lection-stub}}
 

Текущая версия

В качестве альтернативы лектор готов предложить взгляд теолога. Немецкого католического теолога Ханса Кюнга. Он был в МГУ, читал лекцию ... и поделился своим взглядом на религию. Религия делает возможным самоидентификацию личности. Религия позволяет найти ему смысл жизни, включиться в деятельность крупной корпорации, чувствовать себя защищённым, в т.ч. социально защищённым. Следующая функция: ритуализация жизни. Это хороший список, поскольку он лучше отвечает реалиям, чем тот список, описанный в учебнике. ... Есть ритуализация в православии, ..., но это ничто по сравнению с ритуализацией в иудаизме. Если спросить, сколько заповедей, то вероятно ответите, что их 10. В иудаизме же многие раввины указывают, что только в торе их 613. Поэтому появились ..., которые создали интересный текст, Талмуд, который ... . Что запрещено в шаббат? Оказывается, запрещено всё, что делали строители второго иерусалимского храма. Можно предаваться благочестивым беседам, ходить в гости, питаться за счёт того, что было приготовлено накануне. Регламентировано и количество шагов, но считать их нельзя. Был найден гениальный ход: поскольку шаббат это праздник, то можно носить украшения, и делали ключи из драгметаллов. В конфуцианстве есть обряд пожелания родителям доброго утра и доброй ночи. В определённой одежде, по определённой лестнице ... .

Религия позволяет пояснить, может и искажённо, практически любые события.

Следующая функция --- социальная интеграция. В пояснении не нуждается.

Следующая функция --- космизация. Возможно, Ханс Кюнг взял её у Пауля Бергера. Религия есть космизация посвящ. способов (включение в космос). У ХК это прибрело и экологический оттенок --- не засорять ни землю, ни космос, заботиться о продолжении жизни и рода.

Последняя функция --- пророчества. Чётко маркирует религию. Пророчество никакую науку не использует, даже если это магическая наука. Пророчество это не гадание. Более того, пророк и маг находятся по разные стороны баррикад. Пророк не позволяет себе без санкции свыше внедряться в сверхъестественное. Пророк — несчастный человек и он не хочет выполнять пророческую миссию, но он должен это делать. Пророк говорит правителю нелестные вещи, поэтому он гоним. Пророк говорит нелестные вещи простолюдинам, поэтому непонимаем. Пророк подневолен, он говорит не от себя, по подчинению внешней сверхъестественной силы. Пророк есть только в религиях. Магия же бывает не только там.

С функциями религии разобрались.

Теперь поговорим об исторических типах религий. Что здесь нужно помнить: типологизаций религий масса. Сколько исследователей, столько мнений. Лектор в качестве некоторой альтернативы предлагает целый ряд: одни принадлежат перу светских мыслителей, другие — конфессиональным. Лектор начнёт с классификации из учебника. Там представлена очень лапидарная типология религий. Чем она ценна: соблюдён принцип единства основного деления. Таким ... является носитель религии. Согласно этой типологии, можн выделить всего три типа: родо-племенные, народно-национальные или мировые. Носителем первого типа является род или религия — группа общинников, объединение родственными связями. Второй тип — религия выходит за пределы семьи, и ... это конец позднего неолита, 8—10 тыс. до нэ, не раньше. Мир религии в качестве своего носителя могут подразумевать любого человека на земле.

Родоплеменные отношения первичны, появляются на ранних этапах социогенеза, это неолит. ... например, у коренного населения Австралии, Южной Америки, севера Евразии, Океании. Поныне в таких обществах сохраняется архаичная социальная структура, где есть вождь, жрец и все остльные. Считается, что эти религии стихийно возникали в доклассовом обществе и адаптировались в классовом обществе. Носители ... — родственники. Божества — покровители рода или только вождя. В центре вероучения таких религий находится сакрализация и культ племенного вождя, также возможна сакрализация жреца. Кроме того, культ предков, культ рода и охранные божества. ... это анемизм, фетишизм, тотемизм.

Народно-национальные. Носителем является народность или нация. Возникает на стадии становления протогосударственных структур и обычно существует в рамках госграниц. Божество, боги, покровители уже целой нации, государства, для этих религий характерен не культ вождя, а культ императора, часто он считается родственником божества. Пример: культ императоров Китая, культ фараона. Происходит сакрализация власти, как светской, так и духовной, сакрализация ... . Именно для них характерна сакрализация жизни. Примеры: иудаизм, ..., индуизм. Для народно-национальных религий характерно множество обрядов и ритуалов, связанных с этническими традициями, в том числе, поддержание гигиены (ритуальные омовения). ... согл ... его совершение ... отец других богов, ... когда вернулся из жёлтых вод, где искал свою умершую жену. И этому ритуалу должны следовать все китайцы(?). Принятие пищи также обставлено массой ритуалов. Иудаизм --- одна из ритуальных религий. Законы кашрута -- одни из самых слжных в иудаизме. В идеале каждый иудей питается только кошерной пищей. Древнегреческая, древнеримская религии -- тоже народно-национальные. Например, все знают триумфальные арки. С т.з. московского градостроительства, триумфальная арка на кутузовском проспекте -- совершенно ненужный элемент. Понятно, откуда призошло заимствование? Из культуры западной Европы, в частности, Парижа, а там из эпохи Возрождения. Тогда они имели декоративно-прикладной характер, обрамляя красивые виды из города на открытые поля. А в древнем Риме арки были действительно триумфальные. Войска, возвращаясь из походов, чаще всего с победой, очищались от скверны пролитой крови, проходя через арки. По одну сторону арки они оставляли доспехи Марсу, а по другую сторону они приносили жертву Юпитеру и становились порядочными гражданами Рима. Позднее, триумфальные арки стали строить мастера эпохи Возрождения, заимствуя их из поздней античности, а те заимствовали из Рима. Но у римлян арки действительно были сугубо ритуальным элементом градостроительства. Религий национальных много, сколько древних государств, столько древних религий и было. В том числе, и древнеславянский культ, который просуществовал до Владимира Красное Солнышко, который сначала попытался навязать культ Перуна, а потом навязывал христианство.

Мировые религии предолевают всяческие барьеры, исповедовать мировую религию может любой человек на земле, и достичь любого ранга он также способен, при определённых условиях. Мировых религий три: буддизм, христианство, ислам. Можно прочитать у Макса Вебера, что мировых религий больше. В частности, он пытался записать туда индуизм, иудаизм и конфуцианство. Почему индуизм не стала мировой? Потому что с точки зрения самих индуистов, нужно обязательно быть индусом. Различного рода бритые субьекты в розовых занавесках это не индуисты, это кришнаиты, макдональдс, пришло оно из америки, основателем был американец индусского происхождения, ... Но существует и аутентичный индуизм, существует в основном на Шри-ланке, и они себя считают вишналами (кришна --- восьмая аватара Вишны) чтбы стать вишналом, нужно жить в Индии. То же самое касается и других религий. Иудаизм тоже не является мировой религией, по тем же причинам. Конфуцианство вообще одно не является религией, а претендовало на роль этики, в этом качестве оно могло быть универсальным, а конфуцианство как религия, культ императора, культ Конфуция (скончался 555 до н.э., канонизирован 555 н.э.), не распространено, и за пределами Китая нет ни одного храма Конфуция.

Последний аспект, который надо разобрать: понятие религиозной веры. С этим понятием такие же трудности, как с понятием религии вообще. ... пытались дать понятие веры. Давайте возьмём такое опредедение: "... вринт ...". Религиозная вера — вера в объективное существование совершенно определённых объектов, гипостазируемых существ, свойств, связей. Вера в возможность общения с кажущимися объективными личностями или сущностями, получение от них помощи, уверенности в том, что мифологические события прошлого действительно происходили и могут реализоваться в будущем, вера в достоверность текстов и вера в харизматичность лидеров/духовников/жрецов. определение религиозной веры довольно дурное занятие, поскольку можно впасть в бесконечность. Озвученное определение есть в учебнике по религиоведению, и оно не выдерживает критики, поскольку можно найти такой феномен, который не связан с религией, но тем не менее попадет под это определение, например, уфология.

Теперь познакомимся с конкретными религиями, которые историками, археологами, этнографами зафиксированы. Их достаточно сложно верифицировать, нужно ли временные пласты вводить, или географию локализовывать. Есть какой-то набор самых архаичных религий, живущих вместе с человечеством. Это, в первую очередь, фетишизм (от португальского слова фитико — талисман). Португальцы часто плавали на побережье Африки и часто видели подобные амулеты, и этим термином стали обозначать веру в эти талисманы. Фетишизм — религиозная вера в наличие у объектов неживй природы природы свойств и сил сверхъестественных, которыми можно воспользоваться. Первые фитик были продукты естественного происхождения --- камни необычной формы, кусок древесины от дерева, в которое попала молния. Позднее амулеты стали артефактами, стали изготавливаться антропоморфные, зооморфные фигуры, изготавливались из разных материалов... Важно, что это объекты неживой природы, наделённые силой.

Следующая религия --- тотемизм, от отото --- род. Это религиозная вера в родство конкретных людей с конкретными животными, представление фауны и флоры. Тотемизм ориентируется на существо или сущность из живой природы. Тотемом является или растение, или животное, редко явление (огонь, вода, ветер... стихии) . Тотемизмом многие занимались, это довольно изученная и понятная религия. Может быть индивидуальный тотем, у каждого свой. Чаще встречается тотем рода, он используется как эмблема рода или общины, может быть тотем по гендерному признаку --- тотем мужчины, женщины, мальчиков, девочек. В качестве пережитков тотемизма религиоведы вспоминают праздник мальчиков в Японии. Раньше на двери домов, где подрастают мальчики, вешали карпов, они там висели день, а потом их снимали и съедали, если они не протухали. Сейчас вешают искуственных рыб, но карп считается символом силы вли, ... .

... которые в комп. Фрейда "Код тотемизма".

  • Первый период. Нельзя убивать, есть определённых животных, люди вспоминают про животных и ухаживают за ними
  • Случайно погибшее животное опл. и хранится
  • Иногда в качестве табу запрет есть только
  • Если животное приносится в жертву по ритуалу, то его следует трж. оплакать. В некоторых случаях надевают шкуру животных-тотемов.
  • Племена ...
  • Многие пользуются изображением животного как гербом
  • Если тотем принадлежит страшному или опасному животному, то считается, что оно
  • Животное-тотем охраняет и предупреждает об опасности племя (на взгляд лектора, это сильно, поскольку люди, живущие в лесу, могут прекрасно понимать, что определённое поведение животных что-то означает).
  • Связь с животным-тотемом узами общего происхождения.

Анимизм (от анима — душа и нимус — дух). Вера в существование различных духов и душ. Вера в существование духовных двойников различных объектов. Редко можно встретить термин анимализм — вера в существование духов и душ именно животных. Это нечто среднее между тотемизмом и анимизмом. Известный английский антрополог, написал труд "первобытная культура", посвятил две главы именно анимизму, он указывал, что это минимум религии. В ответ на это появились доанимистические религии.

Ещё одно: религия мана или динамизм. Взят термин ман из язык то ли племён Австралии, то ли Океании. Австралоиды верили, что существует безличная безымянная сила, разлитая в мире, и она может накапливаться в людях или в местности, и эту силу можно накопить в себе и использовать на благо племени. Динамизм — просто вера в силу. Джедаи тоже верили в Силу,

... он (Дюркгейм) решил, что даёт определение тотемизму, а дал отличное определение ман. Это вера в безымянную, безличную силу, обитающую в существах, но не смешанную с ним ... она наст. ....

Это определение допустимо приложить к ещё одному явлению — пантемизму.

В какой-то более поздний период, вероятнее всего в неолите, появляются разнообразные социальные формы религии. Во-первых, мифология. Когда говорят слово миф, мифология, сразу вспоминаются мифы Греции и Рима, и для нас это заведомо вымышленные истории с героическими персонажами. Для философов и ... это не сказочка, реальность, значительно более реальная, чем то, что нас окружает. Сейчас по истории мифов вышло много литературы, в частности ... Есть книжка Курта Хьюменера "Истина мифа", есть книжк Лосев "Диалектика мифа", есть незаконченный труд Голосовкера "Логика имагинативного". В самых общих чертах: для носителя мифологического сознания это именно истинное знание, сакральное. Согласно ..., миф выполняет 5 функций, 5 аспектов:

  • Мифологическое явление истории подвигов сверхчеловеческих существ, героев, культурных героев в т.ч.
  • Миф представляется абсолютно реальным и является сакральным. Только в момент посвящения посвящённым рассказывают соответствующие мифы, мифы были или мужские (воины), или женские (в основном, деторождение).
  • Миф этиологичен (этиология — учение о происхождении). Миф способен рассказать, откуда всё произошло, поэтому миф может быть парадигмой.
  • Этиология --- знание априорное, гносеология --- апостериорное.
  • Миф способен актуализировать, возвращать участников ритуала в прошлое. То же есть и в мировых религиях. Например — литургия в христианстве.


История религии


01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16


Календарь

2008 год 2009 год
Сентябрь
05 12 19 26
Октябрь
03 10 17 24 31
Ноябрь
07 14 21 28
Декабрь
05 12 19
Сентябрь
03 10 17 24
Октябрь
01 08 15 22 29
Ноябрь
05 12 19 26
Декабрь
03 10 17


Эта статья является конспектом лекции.
Личные инструменты
Разделы