История религии, 01 лекция

Материал из eSyr's wiki.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск

ESyr01 (Обсуждение | вклад)
(Новая: = 2009 год = {{QuotedBlock|:История религии, 01 лекция (от 03 сен...)
К следующему изменению →

Текущая версия

[править] 2009 год

[править] 2008 год

Почему нельзя доверяться учебникам. Конкретный пример: есть учебник "Основы религиоведения", "Религия есть дух. ... в качестве такового она представляет собой: ... " Это заведомо плохое определение. Почему оно плохое? Оно ничего не говорит о религии человеку, не знакомому с религией. Нужно хорошо быть знакомым с религией , чтобы понять это определение. Тут нет характеристических свойств религии. Это определение легко опровергнуть --- достаточно подобрать другой феномен жизни, попадающий под это определение. Такой феномен есть --- например, искусство, и это определение адекватно и для искусства, но искусство может быть не связано с религией. определение не работает. Сколько философов, столько определений. Можно пользоваться любым, лишь бы себе пояснить, почему это нравится, а другие нет. Есть не только светские, но и конфессиональные определения. Один из ведущих богословов, выпускник мехмата, П.М. Флоренский, защищая в 18 году магистерскую диссертацию, дал такое определение религии: "Религия является художницей нашего спасения, и дело её спасать, от чего же спасает религия? Спасает нас от нас, спасает нас от внутреннего хаоса ... " Определение неполное, поскольку зациклено только на одной функции религии --- на функции спасения. Религия является спасительницей, и возникает законный вопрос, а есть ли другие функции? Есть, хотя функция спасения специфическая, именно религиозная. Ещё в 19(?) веке решили делить на религии спасения и освобождения. Христианство подр. спасение, но далеко не каждый буддизм включает спасителя, Будда является источником знания. Ислам тоже не является религией спасения, поскольку, Муххаммад только предписывает, как над жить перед лицом Аллаха. Религии спасения тоже несут определённый ... аспект, но проявляют его по-своему.

Ещё одно определение религии лектор предложит. Его дал примерно в то же время французский философ Эмиль Дюркгейм, отец-основатель социологии как науки, он в своей монографии "Элементарные формы религиозной жизни" дал следующее определение религии: "Религия есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, секретным. Верований и практик, которые объединяются в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает" Лектор считает, что это самое адекватное определение.

Прокомментируем это определение. Он сразу сказал, что в религии есть две составляющих: верование, идеология и есть некий ритуал, некая практика, в религии используется термин ортодоксия (правильное знание) и ортопраксия (правильная практика). В живых религиях есть всегда носители этих идей и исполнители этих практик, если кого-то нет, то религия мёртвая, как мертвы древнеегипетская и славянская религии. Все эти попытки реконструировать комичны, хотя есть некие современные тексты.

Есть живые религии, есть мёртвые, искуственные, псевдо- и так далее, но живые религии имеют носителей, но это не единицы.

"Если бы Бога не было, его нужно было бы изобрести" --- смеялись философы и были близки к истине.

Что значит солидарная система верований и практик? И здесь мы подходит к важному аспекту в феноменологии религии. Феноменология религии только и занимается тем, что выясняет, что такое священное и святое. Одним из первых на эту тему опубликовал работу Рудольф Отто, это вызвало гигантский эффект и породило всё направление феноменологии религии.

В первом определении нет ни слова о религии, и это умаляет всю ценность его. Что важно для религии --- священное или сверхъествественное? Для религии важно священное. Что-то может быть и тем, и тем, но как только есть священное, то есть и религия.

Рудольф Отто в своей книге "Священное" выделил два .. --- тайное страшащее и тайное влекущее. Обязательно человек должен ощущать оба этих чувства, чтобы это могло быть квалифицироваться как приобщение к священному. Плюс к этому добавляются моменты величия и некоторые другие. Кому интересно --- читайте книжку или познакомьтесь с интерпретацией его взглядов Мирча Эллиады. Он опубликовал брошюру "Священное и мирское", издательство МГУ, там он предложил свой взгляд.

Остановимся на том, что относительно священного будем придерживаться взглядов Отто, ...

Религия обладает неким центростремительным вектором, она стягивает на себя общество, она обладает консолидирующей силой, она объединяет людей в некую общность, которую в 19 веке называли моральная общность, церковь.

Никакой религии недостаточно, чтобы разобраться с этим феноменом, есть другой путь, он связан с функциональным методом. Предпринятые попытки отыскания всех функций и выявления тех, которые отличают те функции, которые присущи только религии. В учебнике ... вы встретитесь с параграфом «Функции религии и Роли религии». В учебнике указаны 8 функций религии:

  • Сатореологическая функция, которую так поддерживал Флоренский. Религия должна спасать. Религий много, и многие из них противоречат друг другу, но все они согласны с одним: с человеком что-то не то, что-то искажено, дефективно, и человека надо спасать, исправлять, лечить духовными методами. И каждая религия определяет свой рецепт этого.
  • Мировоззренческая функция. Первая в списке. Религия предлагает своим адептам какой-то взгляд на мир. Религия пытается пояснять, откуда человек, есть ли что-то ещё и если есть то зачем. Даже на самых прим. стадиях в .... существует пласт этиологических мифов, мифов о происхождении.
  • Компенсаторная. ... Отчуждение многоступенчато, и затрагивает не только моральную сферу, ... . Религия --- древний социальный институт, и она первая приходила к человеку на помощь при подобного рода проблемах. Человек начинает ощущать, что он не одинок, что есть люди схожих взглядов, есть корпорация, человек начинает самоидентифицировать себя с определённой половозрелой религиозной группой... Религия позволяет комп. отчужд. человека от самого себя, от других, от общества
  • Коммуникативная. Понятно, что практически все социальные институты используют инструменты общения человека с человеком. Помните, что есть не только гор. коммуникации, но и верт., причём не только с реально существующими людьми, но и есть общение с гипостазированными, одушевлёнными объектами. Это души умерших, духи, ангелы, демоны. Скажем, Фауст вызывал дух земли, но это не было актом демонопоклонения, только потом появился Мефистофель. Не всякая коммуникация по нисходящей связана с ... . Кроме того, существуют нейтральные силы, которые могут быть позитивными или негативными в зависимости от ситуации.
  • Регулятивная. Религия --- очень древний социальный институт. Религия --- один из древних социальных институтов, ещё до образования государства. Всегда есть государства меньшие, которым подчиняются ст, может быть ещё прослойка между служащими и верующими. Да даже в прим. обществе есть вещь, жрец, шаман или коллегия шаманов и все остальные. Религия научилась управлять общиной.
  • Интегрирующая. В учебнике встречается термин интегрирующе-дезынтегрирующая. Религия объединяет людей и отделяет её от остальных обществ. Понятно, что и в религии есть и религиозные войны, и сепаратистские войны. В основном, религия выполняет консолидирующую, интегрирующую функцию.
  • Следующая функция --- культуроохранная. Как архитектурный(?) институт, она научились сохранять материальные и духовные богатства и блага. Если вы знакомы с археологическими находками, то большая из них связана с религиозной сферой --- это и пирамиды, и зиккураты, любое погребение, тем паче памятники зодчества Индии, Китая, Японии. Целые стили архитектуры, и так далее, и так далее. Даже очень далёкие от религии вещи контролируются церковными организациями. Даже в эпоху нового времени Ватикан контролирует призводство скрипок. Библиотеки, лучшие библиотеки церковные были до недавнего времени. Символы как таковые.
  • Легитимирующие. Легитимирующая функция возникла уже на стадии сосуществования религиозных инстанций и госструктур. Религия начинает быть серьёзным конкурентом госвласти.
  • Иногда в учебниках можно увидеть психотерапевческую функцию. На взгляд лектора она полностью поглощается компенсаторной.


История религии


01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16


Календарь

2008 год 2009 год
Сентябрь
05 12 19 26
Октябрь
03 10 17 24 31
Ноябрь
07 14 21 28
Декабрь
05 12 19
Сентябрь
03 10 17 24
Октябрь
01 08 15 22 29
Ноябрь
05 12 19 26
Декабрь
03 10 17
Личные инструменты
Разделы