Языки программирования, 13 лекция (от 17 октября)
Материал из eSyr's wiki.
Предыдущая лекция | Следующая лекция
-
Оператор присваивания
-
Операторы управления
Содержание |
[править] Часть 1. Основные понятия традиционных процедурных ЯП
[править] Глава 3. Операторный базис ЯП
[править] Пункт 2. Ветвление.
[править] goto
Для выхода более чем из одного уровня вложенности вJava есть goto метка.
Для очистки ресурсов раньше использовали goto очистка_ресурсов, в современных ЯП: try ... finally.
J C# D отличает от C++ референциальная модель объектов. Объект нужно создать. В C++ есть конструкторы и деструкторы, и когда объект перестаёт существовать в памяти, автоматически вызывается деструктор. В С++ захват ресурсов – инициализация. Если нам нужен ресурс, мы обрамляем его в класс Res, в конструкторе которого желается захват ресурса, в деструкторе – освобождение. И при любом выходе из стека будут вызываться деструкторы объектов, влекущие за собой освобождение ресурсов. В JDC# есть конструкции, которые позволяют эмулировать эту стратегию.
Пример из UI:
Когда мы проектируем UI, который характеризуется W(indow)I(con)M(ouse)P(ointer). Если пользователь заказал. Чтобы пользователь не дёргался, меняется курсор, более того, когда он видит песочные часы, он ничего не пытается предпринимать, В куче библиотек, например в Си, есть объекты, которые в конструкторе размещают объект, в деструкторе освобождает.
Мы размещаем курсор в стеке, вызывааем долгую операцию. В чём проблема: даже если не работала такая семантика,
CwaitCursor
showcursor;
longop;
hidecursor;
Если longop завершится аварийно, то курсор так и останется часиками, и пользователи будут считать, что программа зависла.
Goto либо просто не нужно, либо просто вредно.
X.x
goto end;
Y y;
end:
Компилятору очень трудно определить, выполнять свёртку локального объекта Y y, или нет. Компиляторы в этом случае выдают предкпреждение, что свёртка Y y игнорируется.
Программисты Модула-2 говорили, что им не хватает обработки ошибок (исключений).
В Модуле-3 главное понятие – Remote Procedure Call (RPC).
[править] Пункт 3. Составной оператор или блок.
Чем отличается сост оператор от блока. В Алголе не отличается, в Паскале – да.
Блок – объявление + операторы
Составной оператор – только операторы.
В с++ разница между сост оператором и блоком нивелирована. Там нет разница между операторами и объявлениями. Объявление класса влечет выполнение конструктора.
Как только возникает разделение объявлений и операторов, при этом понятие составного оператора необязательно. Может быть в языке отдельно блок и отдельно оператор. Такое понятие нужно чисто синтаксически в языках, где отсутствует явный терминатор.
Ада, М-2, Оберон – понятие сост оператора отсутствует, так как там должно быть ключевое слово для начала блока.
Блок – не синтаксическое понятие – он вводит локальные переменные, а потом операторы.
В Паскале есть понятие блока – синтаксически объявления, begin , операторы, end. - это блок паскаля.
Язык Ада -
declare
объявления
begin
операторы
end
В программировании 70х годов считалось, что нужно опережающее описание всех переменных. Причём в Аде считалось, что нужно сначала тому, кто читает, знать обо всех объектах, а потом читать, что делается. Смешение считалось дурным тоном.
В Паскале сверху блока может быть либо заголовок процедуры, либо заголовок главной программы.
В современных ЯП блок эквивалентен составному оператору. (Си++, Java, Си#). В современных языках беспорядочное объявление операторов является господствующим.
[править] Пункт 4. Специализированные операторы.
Специфичны для конкретных ЯП.
Для языка Ада есть два оператора: select, accept. Относятся к области взаимодействия параллельных процессов, и их аналогов в других ЯП нет или почти нет. Каждый ЯП может ввести некоторые специализированные операторы. И при изучении на них надо обращать внимание.
[править] Глава 4. Процедурные абстракции.
<коммент>
Ка с тз операторного базиса, так и с тз типового базиса ЯП, несильно отличаются друг от друго.
Набор ТД сильно сократился по сравнению со старыми ЯП, набор конструкции тоже. Базисные встроенные объекты с объектами реального мира имеют мало общего, кирпичики, из которого строят модели, очень маленькие и универсальные. Для этого предлагаются некие повторно используемые библиотеки. Например, есть STL, а есть открытые библиотеки типа boost. «то уже более мощные ЯП. В совр ЯП делается брлее мощный упор на средства развития.
</коммент>
Что нужно в языке: язык ассемблера – трудно развиваемый язык, ничего с т.зр. развития нет.
Высказывание одного из разработчиков первых систем обороны: «Эти ребята болтают про ОО, мы это делали в 50х годах то же самое, только называали другими словами».
На защите аспирантов один воскликнул: «Да мы сидели и раньше делали то же самое, и просто не считали это нужным это защищать».
Это неправильный довод, так как тут конти... знания, которые можно передать.
А то, что сделали на ASMе и джовиале, очень трудно передать.
Знания, написанные на ОО языке, передавать значительно проще.
Можно объектно программировать на ASMе.
Что нужно в языке для минимальных ср-в развития:
На Фортране 66 года можно было создавать достаточно сложные системы, например компилятор компиляторов. Пользовались двумя вещами – подпрограмма (возникла в самом первом варианте), и блок данных (возник тогда же – ужасно неприятно синтаксическая конструкция, но он позволял
BLOCK DATE имя
объявления данных
END
все объявления должны быть только для какой-то подпрограммы, и они видны только для этой подпрограммы, а тут получается набор глобальных данных, с которым могли взаимодействовать любые подпрограммы. Без этого ничего смерьёзного сделать нельзя.
Стандартная Экспонента была , а продвинутой нет, и её надо было писат, причём по способу использования рони ничем не отличались. Это очень важная парадигма.
Блок данных – изначально средство экономии памяти. Потом выяснилось, что необходим набор глобальных данных для взаимодействия разных модулей.
Средства развития минимальные есть.
Что нужно, чтобы было развитие: нужен модуль, где набор данных и набор подпрограмм.
Пятая глава – модуль, который есть развитие.
[править] Пункт 1. Процедуры и сопрограммы.
Нечто, область кода, которая имеет своё имя, которое можно использовать с помощью вызова. Поэтому в кадлом языке есть понятие процедуры и понятие вызова.
Понятие процедуры соотв понятию структурного программирования. Это чёрный ящик, у которого один вход и один выход, а там внутри уже делается что угодно. Но в первых ЯП очевидно было, что процедура – нечто, которое может иметь и несколько входов, и несколько выходов. Фортран 77 объединял в себе особенности, которые появились в новых компиляторах. Там кроме SUBROUTINE был ENTRY – это были альтернативные входы, причём альтернативные входы могли иметь альтернативные наборы параметров.
SUBROUTINE P(X, Y)
ENTRY P1(C)
EnTRY P2(C)
напоминает множественное использование goto.
В структурных ЯП такой необходимости просто не возникает.
Кроме того, можно было передавать в качестве параметров метки, и делать потом RETURN 2/
SUBROUTINE P(X, Y, *, *, *)
...
RETURN 2;
ASSIGN 555
GOT M;
Это позволяло окочательно запутаться.
Для того, чтобы совсем запутаться, можно было делать
CALL P(A, B, 333, 25, 555)
И надо было внимательно смотреть на P, и то, не факт, что поймёшь, куда делается переход.
Отдельные шутники предлагали вместо goto сделать come from.
Было ещё одно понятие, которое было изгнано из совр ЯП: сопрограмма.
Процедура: процедура p подразумевает всегда вызов её из надпрограммы, вызывающей, главной. В каждый конкретный момент времени вызов программа становится главной. Причём тут асимметрия: p – точка входа (в ассемблере процедура не отличается от метки. Любимая задача лектора: если не call, как его промоделироваать, но тут ещё надо в стек загрузить адрес возврата. В 360 не было call, зато был такой косвенный оператор перехода). Всегда при вызове процедуры всегда с первого оператора, а возвращение туда, откуда вызвали, куда скажут. Чёткая асимметрия.
Как обобщить подобную антисимметрию и сделать её симметричной: для этого назовём это сопрограммой (coroutine) – взаимодействующие программы.
Есть call p2 – управление идёт в точку входа p2, потом делаем call p1, возвращаем туда, откуда вызвали, потом опять делаем call p2, и возвращаем управление туда, откуда ушли. Тут это вместо call называется resume. При resume начинается выполнение соответствующей сопрограммы с точки, где её покинуло.
Книга структурное программирование – три статьи – первая Дейкстры про структурное программиорваиние, вторая Ховарда про типы данных. Третья Уве Дау (один из автор Симулы 67 – основной источник идей для Страуструпа при создании Си с классами), в которой он обсуждал понятие сопрограммы, реализацию в Симуле, возможности применения, насколько оно красивее.
Явный пример: нужно слить два файла. Не очень приятная задача, нужно гонять циклы то там, то там. Кроме того, возникают лишние циклы, когда один из файлов закончился. А при сопрограммах обе сопрограммы читают из своего файла в результирующий, вопрос в том, когда передавать управление, и тут всего один цикл. Сигнализация конца файла легко устанавливается и она решается за один цикл. Структура решения более простая, чем при классическом решении. Структура сопрограмм похоже на процессы. Это суть квазипараллельные процессы, и с точки параллельных процессов resume соответствует синхронизации. Для многих задач параллельные процессы естественнее, чем последовательные. Сопрограммы были впервые применены для реализации с языка Cobol. С точки зрения компиляции на что похожа сопрограмма – есть сопрограммы для лексического, синтаксического анализа, генерации кода. Тогда, когда синтаксический анализатору нужна лексема, он вызывает лексический анализатор, и он её отдаёт. Синтаксический анализатор из потока читает лексемы и отдаёт их генератору кода. Компилятор есть сеть взаимодействующих сопрограмм, и эта концепция всем понравилась. Она была внедрена в Симулу 67 и Модулу-2. Для поддержки сопрограмм были:
тип COROUTINE
NEW PROCESS(VAR C:COROUTINE, P:PROC; N:INTEGER); - Вирт отвечал, что так получилось чисто исторически, PROC – встроенный тип, процедура без параметров.
Очень похоже на запуск нового потока. Там мы указываем процедуру без параметров (в виндах можно указывать параметр – код возврата).
Далее была неопределённая вещь – N:INTEGER;
При создании новых потоков наследуется часть контекста. У легковесных нитей и потоков отличаются тем: легковесные общие тем, что у них сегмент данных общий, синхронизация почти не нужна. Счётчик команд различный, код может быть разный, сегмент стека разный – под локальные переменные.
Было две процедуры: TRANSFER(P1, P2), P1, P2 – типа COROUTINE, и потом был RESUME. Р1 передаётся для
COROUTINE – структура
Вирт потом заменил её на ADDRESS – аналог void *
Мы не раньше говорим, что это структура, теперь – что эту структуру помещаем по адресу.
Была ещё процедура IOTRANSFER – вызов процедуры, когда приходило прерывание, там ещё было N – номер прерывание. Это позволяло писать драйверы. Это понятие сопрограммы могло быт полезным, например, при обработке нажатий клавиш.
В современных ЯП сопрограммы практически не используются.
Основываясь на понятии сопрограммы, можно реализовать передачу сигналов. То есть понятие сигналов – квазипараллельного программирования, на основе сопрограмм.
Один из главных недостатков сопргр=ограмм – сложность синхронизации оп данным. У каждой сопрограммы свой стек, где хранятся локальные данные. Сопрограммы могут взаимодействовать только через глобальные переменные. Они не могут экспортировать данные наружу.
Кроме того, оно сочтено низкоуровневым.
Понятие потока. RSSUME – оператор языка. Это всё встроено в языка. Это лишний пример того, почему сужается базис – разные вещи могут быть реализованы с разной эффективностью. Теперь есть поток, и его реализация зависит от платформы.
Лектору кажется, что отсутствие понятия сопрограмм связано с наличием других средств квазипараллеьного программирования реализуемых ср-вами стандартной библиотеки или ОС.
Явным преимущественным Ада – механизм синхронизации процессов (механизм рандеву). Единственная новая концепция. Accept – принимал некоторую точку входа от параллельного процесса. Механизм рандеву всем хорош, но если программировать параллельные процессы на ОС, где пар процессы уже есть, то получалось менее эффективно. И он был полезен, где пар процессов вообще не было. Но там есть ограничение по ресурсам, и там механизм рандеву – стрельба из пушки по воробьям.
В Java есть встроенные средства программирования потоков, кроме того, там есть JNI, чему сопротивлялась Sun, но чего так хотела MS, - вызов нативного кода. Это напрямую противоречит WORA. Но получается так, что реализация встроенного механизма, оказывается менее эфективной, чем использование средств ОС.
Встроенный механизм сопрограмм слишком низкоуровневый, и его нельзя реализовать достаточно универсально на разных архитектурах (ОС). Современные программисты потеряли вкус к параллельному программированию. Их не нужно применять для эффективности, их нужно применять для соотв структуре алгоритма.
Реализация подпрограмм.
[править] Пункт 2. Подпрограммы. Передача параметров.
Разные ЯП отличаются с т.зр. реализации отличаются механизмом передачи параметров.
Существует семантика in/out и существует способ передачи. В общем случае это разные вещи.
In/out – три класса входных параметров.
Первый класс – in-параметры – передаются только их значения
out-параметры – меняют свои значения, но от них не требуется определённости
in/out – требуется как статус определённости, так они и могут получить новые значения.
Это классификация с т.зр. зрения in-out семантики. И способы передачи нужно классифицировать в этих терминах. Способов передачи 6:
-
По значению. Есть факт параметр, есть формальный – и нужно установить взаимод, для in – параметров знач не меняется, для out, in-out – значение может поменяться. При передаче по знач заводится место для параметра, заводится в стеке – для объекта формального параметра. Происходит Копирование из факт в формальный параметр. Установление связи есть фактически копирование. Копирование происходит перед вызовом Происходит загрузка параметров в стек.
-
По результату. Фактический := формальный перед return. Может быть формально и после return. Тут всегда перед CALL происходит загрузка параметров, и её может выполнить главная программа, а вот присвоение можно делать как одна, так и другая, но чаще после return, ибо вызывающая программа знает больше.
-
По значению/результату (по значению результата – чушь собачья, ошибка на экзамене. Изначально ошибка появилась при переписывании лекций с диктофона).
Чем хороши эти способы – отвечают полностью семантике in-out.
Главный недостаток этих способов – копирование, если параметры большие. Понадобились ещё два способа:
-
По адресу/ссылке. Выделяется формальный параметр – адрес фактическое. Место в стеке выделяется под адрес.
-
По имени. Интуитивно понятен.
Когда передаём адрес, мы имеем полный доступ.
В фортране все параметры передавались по ссылке. Преимущество – полный доступ. Опасность – мы не хотим параметр модифицировать. Можно было также передавать константы, и их можно было изменить. Ещё один недостаток – если передаём in-параметр (просто число), то это не эффективно, так как каждый раз используется адрес.
Большинство современных ЯП параметры передаются по значению и по указателю(программист на Си должен моделировать это передачей указателя)-ссылке (появился в СИ++)
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Календарь
чт | вт | чт | вт | чт | вт | чт | вт | чт | вт | |
Сентябрь
| 05 | 07 | 12 | 14 | 19 | 21 | 26 | 28 | ||
Октябрь
| 03 | 05 | 10 | 12 | 17 | 19 | 24 | 26 | 31 | |
Ноябрь
| 02 | 14 | 16 | 21 | 23 | 28 | 30 | |||
Декабрь
| 05 | 07 | 12 | 14 |
Материалы к экзамену
Сравнение языков программирования