История религии, 15 лекция
Материал из eSyr's wiki.
ESyr01 (Обсуждение | вклад)
(Новая: <!-- = 2009 год = {{QuotedBlock|:История религии, 15 лекция (от 10 де...)
К следующему изменению →
Текущая версия
[править] 2008 год
- Англия. (Дж. Уиклиф (45 тезисов), лолларды, 15 век)
- Чезия (Ян Гус, каллистинцы, 15 в)
Классическая реформация
- Германия (Мартин Лютер (95 тезисов), Флипп Меланхтон, 16 в) умеренный протестантизм
- Щвейцария (Ульрих Цвингли, Жан Кальвин, 16 в) радиклаьный протестантизм
- Англия (при Генриех VIII, Англиканство 39 статей → Методизм (18в, Джин и Чарльз Уэсли, 25 статей))
Германия 16в анабаптизм || квакеры. 50-ки меннониты (Голландия) Англия/США Баптизм → Адвентизм → АСД
Марнтин Л. 31 ... ... года выст. с публ. критикой в адрес индульгенций, опубликаовал их путём прибивания 95 тезисов на двери ... собора. Вызвал на публ. диспут сторонников индульгенций. В итоге это привело к расколу. В протестантизме нет священников, поск. каждый общается с богом напрямую. Считал, что церков --- объед. истинно верующих Отменил монашеству, ибо считал, что аскеза излишняя не нужна. Он считал, что для веры дост. знания Библии, и начал переводить на немецкий язык. У него перед глазами был пример того же Уиклифа. Л, правда, тоже перегибал палку, переводя излишне простонародным языком. Совр. немецкая библия хоть и называется переводом доктора Мартина Л, но всех этих дефектов она лишена. Л работал вместе со своим соратником, М, специальистом в обл. языкознания, преподавал филоилогию, был знатоком гречекого и, возм., знал иврит. Л, зная латынь, без М не мог бы учитывать тонкости перевода. За наск. лет были переведены все осн. книги библии. Были года, когда каждый месяц Л и М они переводили и публиковали по одной книге.
Папа римский особой буллой, документом, призывал раскаиться, однако Л публично разорвал буллу, тем самым обрёк себя на церковное проклятье. После этого Л стало намного проще проповедовать. Его реру принадл. малый и большой катехизисы, целый ряд малых и больших ... . Люьер. церкви сейчас охватывают большую часть нем-герм стран, есть в США и в России. Лютер сохр., хотя и резко сокр. церковную мессу. 7 таинств сокращены до 2, при этом они не явл. таинственными: крещение и причастие. Первый обряд вводит человека в христ. общину, а воторой пост. подтв. статус его нахождения. Во всём ост. идеи лютера --- постор идей Уиклифа --- против всевластия папы, против индульг., против богатств орденов, за веротерпимость и так далее.
Идеи Л были подхвачены Жаном К. Он также был религ. деят., порвал с католиц., однако Кальвин не просто пытался насадить лютеранство на швейц почве, он решил предл. собст. вар. протестантизма, однако его вариант более суров. Цвингли унаследовал из патристики идеи блаж. Августина. Это додин из немногих латинских авторов, авториттет которого одинаково ценим и православием, и кат. У бл. А есть идея даром данной благодати. МСогл ему, Бог, понимая, что человек немощен и грешен, даёт каждому шанс раскаитьсЯ, причём он незасл. одаривает благодатью. А полагал, что он также незаслуженно одарен благодатью. К унасл. этот тезис, но применил его в своём ключе: все грешники и все осуждены на адские муки, и они не должны роптать. Однако милосердный бог по своим критериям, неизв. человечеству, наслаждает райским блаженством. Возм. проблема предопределения: бог кого-то изб., остальных на адские муки. В протест. нет идеи чистилища. Идея в том, что человек может надеяться и верить на снисхождение божье. Кроме ого, он может по особым примерам проверить, благоволит ли господь лично ему, и тогда есть надежда, что бог не оставит и в дальнейшем. И такой лакмусовой бумажкой стал результативный труд: если ты успешняй человек и хорошо трудитшься, то бог тебе благоволит, иначе бог от тебя отвернулся и ты не в числе избр. к спасению. Кальвинизм отл. эта самая трудовая этика, мирской аскетизм, и доктрина о спасении. В лют. также есть мирской аскетизм, кальвин же полагает, что ни в коем случае нельзя тартить средства на развлечения и роскошь. Все заработанные деньги можно направлять лишь на укрупнение произв. И так были сформированные первые буржуазные капиталы. М. Веббер написал целый ряд трудов по взаимоотн. духу протестантизма и капитализма, выводил кап. отн. из протест. И кризисы перепроизв. вызваны именно неум. производством людей, исп. протестантизм.
кальвинисты практ. никогда не помогали нищим, бродягам. Они полагали. что они уже отвергнуты, прокляты богом, помогать им бессм., людые жденьги они всё равно на благо не истратят. Правда, они всё равно созд. небольшие рисковые капиталы, на благотворительность. Если человек из низов хотел подняться, ему давали немного денег и следили за ним, и, если он успешен, то со временем его могли принять в общину..
В других гос-вах также появились кальвинисты. В англ. их называли пуританам. Во франции -- гугенотами.
- Годы жизни Мартина Лютера: 1483-1546
- Филипп Мел: 1497-1560
- Ульрих Цвингли: 1484-1531
- Кальвин: 1509-1564
Примерно в то же время, когда пропроведовал Л, появилось такое движ, как анабаптизм. Появилось оно в Герм, в 16 веке. Если лют. документ, созд. меланхтоном датируется 1530 годом, то наабаптистское исповедание было написано даже немного раньше, в 1527. Анаб. сопростивлялись практике крещения. Они полагали, что тем самым крадут у человека право выбора веры. Слово анабаптизм --- "перекрещенцы", "перепогруженцы". Анаб. учили, что церковь должна сост. из истинно верующ. людей, в зрелом возр. осмысленно избр. веру. Крещение ни в коем случае нельзя применять к детям, этот обряд должен приниматься созн. Как и в лют., в анаб. сохр. два обрядо, которым также отк. в священности: обряд хлебопреломления и крещение. Причём анаб. принимали в свои ряды католиков, поэтому их перепогружали. Анаб. считали, что вер. должны отделиться от нечестивцев, то есть христ., призн. госвласть. Анаб. были посл. пацифистами. Они считали, что госмеханиз --- мех. репрессии и агрессии, следовательно, если ты согл. с гос., ты не след. путём христа. Как и в лют., Пасаторов назначали на должность. Наиб. изв. анабаптистами в германии были Конрад Гребель, Феликс Манц, Михель За... .
К анабаптистам были близки меннониты. Они появились тоже в 16 веке, но в Голландии, в 1534 году. Изнач. кат. проповедлник, порв. с кат., Менни Симанс, ..., проповедовал примерно тот же самый набор идей, что и анабапт. Этот набор идей потом был собран и так появился документ "декл. статей нашей общей хритс веры", но появился он только после смерти С. Сам он написал документ "основа зрист. вероуч" С проповедовал всех людей на земле и всех христ. в церкви. н кат. пывст. прости противления злу, насилиюю. Исповедовал кре ... .
От анабаптизма следует отл. баптизм. Это не родст. явления. Баптизм --- лютеранство. Осн. баптизма стал Джон Смит, 1554-1612. Проповедовал он изнач. в англии, поотм он быстро переселился в америк . . . Он также как и анаб, учил о добровольном крещении. Он полаг., что крестить нужно обяз. погружением. Он ис. кпринцип религ. свободы, и принцип отд. церкви от гос-ва. Выступал, как и Л, аздешёвую церковь. правда, у Л исп. термин "церковь по средствам". Смысл вот в чём: если община юбогатая, она может заниматься окрасительством храмов. Но если не богатая, то нельзя на церк. нужы пускать посл. деньги прихожан. Этот тезис возник как реакция на алчные аппетиты католиков. Поборы кат. церкви всегды бали внушительны. л. выступал против практики инд., как и .... . Все они выст. и против торговли святыми мощами. Кат. церковь имела очень непл. доход от публ. дем. святых мощей. Понятно, что люди должны были платить за возм. прикосн. к святыне. Кат храмы, готические соборры обходились в колоссальные суммы и строились множ. веков. Протестанты были против этого. Сущ. два напр. баптизма: общие и частные, Когда говорят о бапт., имеют обычно в виду именно общих. На взгляд лектора, это самые весёлые и оптимистичные зрист. Поск они исп. учение голл. теолога арминия, он учил о сотр. человека и бога в деле спасения человечества. Христос стоит у двери каждого человека, и если человек услышал и открыдл дверь, то это станет залогом спасения. Они верили, что в момент принятия веры они уже спасены. Частные баптисты близки к кальвинистам, и верят, что веру нужно подтв. трудом, и многие из них перешли в кальвинизм.
Баптизм стал популярен на рубеже 19 и 20 веков. В 1905 году обр. в Лондоне обр. всемирный союз баптистов, в этом же году Николай второй издал указ, разреш баптистам (в том числе) жить на терр РИ и вести проповедь.
От бюаптизма нужно отличать адвентизм. Оно происх. от адвентус, второе пришествие. Нек. баптисты были настолько экзольтированы, что со дня на день ожидали пришествие христа. И в начале 1830-х годов на терр сша от бапт. отделились адвентисты, поведёт их за собой Уильям Миллер. Он сказал, что вычислил дату второго пришествия, 21 марта 1843 году. По этому поводу он за 10 лет издал книгу. Потом ему пришлось обясняться, и он сказал, что Иисус вошёл во врата небесного Иерусалима. В рез-те от них откололись адвентисты Седьмого Дня, АСД. ... очень просто объяснила нежелания Христа прийти на Землю: люди настолько погрязли в грехах, что Иисусу противно находиться среди таких грещников. Во-первых, необх вернуться к праздн. субботы, санит реформа: она запретила ... .Зачем она провела санит реформу: она не верила в бессм. души, также она полагала, что нет никакого спец. рая и ада. Христос, придя во второй раз на землю, воскресит праведников, и в этом его награда. А вот грешникам Христос воскресит только тела, и в этом их муки. Уайт была дост. продуктивным автором.
С 1863 года действует ген. конф. адвентистов 7 дня, они подд. связь с адв. и баптистов. Всё это родст. течения, имеющ. корни в лютеранстве.
Лектор уже говорил, что общие и частные баптисты появились примерно тогода же, когда Лютер. В эпоху великого пробуждения многие част. бапт. перешли в кальвинист. Тогда же многие неконф. христиане наконец-то примкнули к каому-то сформ. к тому времени течению. В эпоху протетс. многие земли, с которых были изгнаны католи, ост. неприкаянными, и люди не знали, как себяя вести: они были прихожанами кат. церкви, но кат. свящ. изгнали и других не прислали. Так обр. феномен конгрегационизма, когда каждая малая община была собст. конгрегацией. В итоге они влились в лютеранство.
... Они полагали, что осн. грехов --- ... и исповедовали мнгновенное обращение. Они считали, что спасеине не предопределено, а заслуж личной верой и праведной жизнь. Л разделяли принцип всеоющ милосердия. Чтобы спастись, необх. уверовать. Р. полагали, что во время обращение человек получает отпущ. всех грехов, в том числе первородного. Для Р. характ. экзальтированность, оптимизм. В этом смысле они близкик квакерам и 50-кам.
Квакеры, или трясуны изв с ... . В посл. они переселились в США. Осн к. был ремесленник Дж. Фокс, и для его веры характ. эмоц. и экзальтация. 1624-1691. Он уроженец англии, кв. никогда не было расп. явлением. Хритс. общ. друзей внутр. света. Каждый должен обн. у себя внутр. свет, раздуть его и желат, как можно чаще общ. с богом, ощущая этот огонь. Божест. присту. у человека вызыв. непреодолимую конвульсивную тряску, то есть, человек предст. перед богом в сост. трепета. Когда у него спрашивали, почему он во главу угла ставит внутр. свет и
50-ки также отн. к мистико=экстатическим течения протестанским. Самоназв. восх. к празднику 50-ницы, в который пришло сошествие святого духа на апостолов. Апостолы собрались в сионской горнице, на них сошёл дух святой и они стали говорить на разных языках. Они считали, что каждый должен общ. с богом. И общ. можно на любом язые. Они проповедовали глоссоларию, говорение на забытых языках. Каждый 50-к стремится впасть в трансовое состояние, в таком состоянии 50-ки наинают что-то бессв. бормотать, подобно пифиям, и задача остальных это бормотание расшифровать. Причём они уверены, что это не пустое бормотание, а говорение на забытых языках. Возн вопрос: если бог хочет запутать своих слуг, своих христиан, то тогда понятно, зачем он говорит на неп. языке, а если он говорит истину, то лучше говорить осмысленно. 50-кИ, как и квакеры, подч. мист. связь с богом, ущ. неск. фасадных орг. 5-ков. С ... действует всемирная 50=ская конф. Их примерно 50 миллионов человек в обеих америках. 50-ки есть и вроссии, но в россии есть и своё кондовое 50-чествуо, которое наз. хлыстовство. По принципу общ. с богом они очень близки. Хлысты --- обидное прозвище, сами они себя именуют с христами, с маленькой буквы. Они сч., что каждый общ. с богом, и становится маленьким христом, для них также хар. экз. сост.
Англиканство. Сам термин --- сравн. позднее явл, 1851г. Но как течение, оно аоявилось при Г8, в 15 в. Предыст. след: он в очередной раз решил жениться, это был третий по счёту брак, второй брак не мог расторгнуть, поск. церковных причин ен было. Но генрих хотел ещё раз, поск. предыдущие жёны рожали олько девочек, а ему нужен был наследник.
В 1534 году Г8 вынудил парламент объявить себя главой церкви, и с этого времени монарх стал главой христ. церкви великобритании. Восп. своим новым статусом, Г изгнал из англии католиков, он просто под страхом смерти посадил их на корабли и послал во францию и италию. Выгнал епископов и объвил секуляризацию, ио отныне считалось, что все христ. земли принадл. королю. Сопростивлясшиеся подвергались разорению. У него был сын, Эдуард 6, стал его приемником. Актом о единообразии была введена англик. литургия. Это ничто иное, как перевед. на англ. язык люь. литургия. Мария Тюдор правлиа 5 лет, и была убежд. католичкой. И хотела соверш. контрреф., и ей реставрировать кат. не удалось. И её приемница, которая правлиа полвека, сделала всё возм. для укрепл. и стад. протестантизма. При ней был опубл. англик. символ веры, 39 статей., все те же, что и у Уиклифа.
Все основы высказал У. Л их преумножил, но писал одно и то же, он посторяется. Англ. ещё строже подошли тексту У и уменьшили кол. тезисов. Они и стали символом веры, догм. англ.
В 18 веке два брата, ДЧУ, будучи студентами Оксфорда, орг. святой круг в окс., и в 1895 году зарег новую религ. общ., котрая получ. назв. методистов. Они отпочковались от англиканства. Они сокр. кол. статей до 25 и объявили это методом спасения, отсюда и название. Эти 25 пунктов можно свести к изв. тезисам, плюс они проповедовали принцип спасения добрыми делами. Лючшие обрые дела --- миссионерская деятельность. Мет. поповедовали конц. благодати с рождения. Даром данная благодать каждому, даже нехристианину. Но об этом нехрист., тухемцам, надо рассказать. В ... гдоа сущ. всемирный мет совет, их 30 мил. в осн. в англоязыч. странах. Их чатсо путают с баптистами, но они разные и у них рахные корни. Реальным упр.
Главой англик. церкви явл. арихеп. кентерберийский, при нём созываются ламбетские конф. Плюс есть низкое ангд, близкое к кальвин. В англ. допустиль к епископату женщин. Вслед за англиканами взяли на вооруж. эту практику нек. лютеране.
Последнее, о чём лектор кратко скажет: об околохрист. деноминациях, которые часто запис. в христианство. Для изуч радик. точки зрения см.: ..., для альт: см. Канторова.
почему-то к христ. чатсо припис. мормонов, по одной простой причине: да, они наз. себя церковью христа святых посл. дня, но к христ. они имеют посредст. отн. У них своя книга, книга мормонов. Осн. стал Джон Смит. Оно появилось в 1830 году. В 1844 году Дж. Смит был убит, новый пропрок увел их на солёное озеро, и осн. город солт лейк сити. Символ веры сост из 13 статей, в частности, пдоразум., вера в истинность книги мормонов. Согл. предст. мормонов, в древности сущ. две расы, которые переселились в америку в 600 м году на чём-то ппереселились в америку, и был некий мормон, посл. из нефитов. Мормон, ка посл. из праведников, решил оставить на золотых листах свои восп., и так появилась единст. книга мормонов. Причём мормон эту книгу прятал и скончался. И ангел Мороний дал Джозефу Смиту благодать читать книгу мормонов. Причём он знал, где она находится, но ему не нужно было вытаскивать и читать. У него для этого были кристаллы, которые он опускал в шляпу, туда же лицо, ему что-то являлось и он что-то записывал. Дж. Смит был убит, потому что слишком часто расск. о книге на золотых листах, и предпр. американцы хотели узнать, где клад и убрать американца. По одной простой причине мормоны не явл. христ: они вообще не призн. библ. историю, и у них своя вероуч. книга. Точно также и мусульман нужно было бы запис. в христ, но этого никто не делает. Хотя Иоанн Дамаскин, богослов 8 века, наз. мусульман называл магометанами, то есть еретиками, отколовшимисяот христ, и хи ересь 102 по счёту. Нужно считать мормонов новым религ. движением. Дял россии мормоноство новое явление, для америки --- нет.
Ещё одно нетрадиц. религ. движение: свидетели Иеговы. Ожно врмя они были очень популярны, и их популярность была навящива. Они ходили и предлагали вместе библию читать.
"Давайте со Смоктуновским Библию читать, так даже веселее"
Они полагали, что второе пришетвие не за горами, более ого, оно незримо соверш. в 1914 году, для них Христ --- высший соверш. человек, который опведёт людей на битву, армагеддон. Поведёт с собой 144 тыс. правдеников. Сейчас свидеетлй более 3.5 миллионов человек.
"Дял битвы нужно 144 тысячи, а вас уже 3.5 миллионов. Зачем вам ещё?"
Как выглядят с точки зрения соц. разл. религ. движения: . Одна из особеннотсей --- религ. анонимность, когда они приходят, они не гвоорят, к ему они относятся.
Сектантские орг. уст. по принципу капуст. кочана. Листья --- фасадные оргназации, которые милые, добрые и пушистые. Например, студенчество против наркотиков, которые на самом деле муннитские. Помимо этих листьев, есть ещё кочерыжкА, и нужно учитывать, каие цели преследует кочерыжка, потому что и мун, и сайентология, и сомк. церковь христа преследуют эк, и полит. цели.