История религии, 02 лекция

Материал из eSyr's wiki.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: = 2009 год = {{QuotedBlock|:История религии, 02 лекция (от 10 сен...)
Текущая версия (10:54, 22 октября 2009) (править) (отменить)
(Новая: = 2009 год = {{QuotedBlock|:История религии, 02 лекция (от 10 сен...)
 

Текущая версия

[править] 2009 год

[править] 2008 год

В качестве альтернативы лектор готов предложить взгляд теолога. Немецкого католического теолога Ханса Кюнга. Он был в МГУ, читал лекцию ... и поделился своим взглядом на религию. Религия делает возможным самоидентификацию личности. Религия позволяет найти ему смысл жизни, включиться в деятельность крупной корпорации, чувствовать себя защищённым, в т.ч. социально защищённым. Следующая функция: ритуализация жизни. Это хороший список, поскольку он лучше отвечает реалиям, чем тот список, описанный в учебнике. ... Есть ритуализация в православии, ..., но это ничто по сравнению с ритуализацией в иудаизме. Если спросить, сколько заповедей, то вероятно ответите, что их 10. В иудаизме же многие раввины указывают, что только в торе их 613. Поэтому появились ..., которые создали интересный текст, Талмуд, который ... . Что запрещено в шаббат? Оказывается, запрещено всё, что делали строители второго иерусалимского храма. Можно предаваться благочестивым беседам, ходить в гости, питаться за счёт того, что было приготовлено накануне. Регламентировано и количество шагов, но считать их нельзя. Был найден гениальный ход: поскольку шаббат это праздник, то можно носить украшения, и делали ключи из драгметаллов. В конфуцианстве есть обряд пожелания родителям доброго утра и доброй ночи. В определённой одежде, по определённой лестнице ... .

Религия позволяет пояснить, может и искажённо, практически любые события.

Следующая функция --- социальная интеграция. В пояснении не нуждается.

Следующая функция --- космизация. Возможно, Ханс Кюнг взял её у Пауля Бергера. Религия есть космизация посвящ. способов (включение в космос). У ХК это прибрело и экологический оттенок --- не засорять ни землю, ни космос, заботиться о продолжении жизни и рода.

Последняя функция --- пророчества. Чётко маркирует религию. Пророчество никакую науку не использует, даже если это магическая наука. Пророчество это не гадание. Более того, пророк и маг находятся по разные стороны баррикад. Пророк не позволяет себе без санкции свыше внедряться в сверхъестественное. Пророк — несчастный человек и он не хочет выполнять пророческую миссию, но он должен это делать. Пророк говорит правителю нелестные вещи, поэтому он гоним. Пророк говорит нелестные вещи простолюдинам, поэтому непонимаем. Пророк подневолен, он говорит не от себя, по подчинению внешней сверхъестественной силы. Пророк есть только в религиях. Магия же бывает не только там.

С функциями религии разобрались.

Теперь поговорим об исторических типах религий. Что здесь нужно помнить: типологизаций религий масса. Сколько исследователей, столько мнений. Лектор в качестве некоторой альтернативы предлагает целый ряд: одни принадлежат перу светских мыслителей, другие — конфессиональным. Лектор начнёт с классификации из учебника. Там представлена очень лапидарная типология религий. Чем она ценна: соблюдён принцип единства основного деления. Таким ... является носитель религии. Согласно этой типологии, можн выделить всего три типа: родо-племенные, народно-национальные или мировые. Носителем первого типа является род или религия — группа общинников, объединение родственными связями. Второй тип — религия выходит за пределы семьи, и ... это конец позднего неолита, 8—10 тыс. до нэ, не раньше. Мир религии в качестве своего носителя могут подразумевать любого человека на земле.

Родоплеменные отношения первичны, появляются на ранних этапах социогенеза, это неолит. ... например, у коренного населения Австралии, Южной Америки, севера Евразии, Океании. Поныне в таких обществах сохраняется архаичная социальная структура, где есть вождь, жрец и все остльные. Считается, что эти религии стихийно возникали в доклассовом обществе и адаптировались в классовом обществе. Носители ... — родственники. Божества — покровители рода или только вождя. В центре вероучения таких религий находится сакрализация и культ племенного вождя, также возможна сакрализация жреца. Кроме того, культ предков, культ рода и охранные божества. ... это анемизм, фетишизм, тотемизм.

Народно-национальные. Носителем является народность или нация. Возникает на стадии становления протогосударственных структур и обычно существует в рамках госграниц. Божество, боги, покровители уже целой нации, государства, для этих религий характерен не культ вождя, а культ императора, часто он считается родственником божества. Пример: культ императоров Китая, культ фараона. Происходит сакрализация власти, как светской, так и духовной, сакрализация ... . Именно для них характерна сакрализация жизни. Примеры: иудаизм, ..., индуизм. Для народно-национальных религий характерно множество обрядов и ритуалов, связанных с этническими традициями, в том числе, поддержание гигиены (ритуальные омовения). ... согл ... его совершение ... отец других богов, ... когда вернулся из жёлтых вод, где искал свою умершую жену. И этому ритуалу должны следовать все китайцы(?). Принятие пищи также обставлено массой ритуалов. Иудаизм --- одна из ритуальных религий. Законы кашрута -- одни из самых слжных в иудаизме. В идеале каждый иудей питается только кошерной пищей. Древнегреческая, древнеримская религии -- тоже народно-национальные. Например, все знают триумфальные арки. С т.з. московского градостроительства, триумфальная арка на кутузовском проспекте -- совершенно ненужный элемент. Понятно, откуда призошло заимствование? Из культуры западной Европы, в частности, Парижа, а там из эпохи Возрождения. Тогда они имели декоративно-прикладной характер, обрамляя красивые виды из города на открытые поля. А в древнем Риме арки были действительно триумфальные. Войска, возвращаясь из походов, чаще всего с победой, очищались от скверны пролитой крови, проходя через арки. По одну сторону арки они оставляли доспехи Марсу, а по другую сторону они приносили жертву Юпитеру и становились порядочными гражданами Рима. Позднее, триумфальные арки стали строить мастера эпохи Возрождения, заимствуя их из поздней античности, а те заимствовали из Рима. Но у римлян арки действительно были сугубо ритуальным элементом градостроительства. Религий национальных много, сколько древних государств, столько древних религий и было. В том числе, и древнеславянский культ, который просуществовал до Владимира Красное Солнышко, который сначала попытался навязать культ Перуна, а потом навязывал христианство.

Мировые религии предолевают всяческие барьеры, исповедовать мировую религию может любой человек на земле, и достичь любого ранга он также способен, при определённых условиях. Мировых религий три: буддизм, христианство, ислам. Можно прочитать у Макса Вебера, что мировых религий больше. В частности, он пытался записать туда индуизм, иудаизм и конфуцианство. Почему индуизм не стала мировой? Потому что с точки зрения самих индуистов, нужно обязательно быть индусом. Различного рода бритые субьекты в розовых занавесках это не индуисты, это кришнаиты, макдональдс, пришло оно из америки, основателем был американец индусского происхождения, ... Но существует и аутентичный индуизм, существует в основном на Шри-ланке, и они себя считают вишналами (кришна --- восьмая аватара Вишны) чтбы стать вишналом, нужно жить в Индии. То же самое касается и других религий. Иудаизм тоже не является мировой религией, по тем же причинам. Конфуцианство вообще одно не является религией, а претендовало на роль этики, в этом качестве оно могло быть универсальным, а конфуцианство как религия, культ императора, культ Конфуция (скончался 555 до н.э., канонизирован 555 н.э.), не распространено, и за пределами Китая нет ни одного храма Конфуция.

Последний аспект, который надо разобрать: понятие религиозной веры. С этим понятием такие же трудности, как с понятием религии вообще. ... пытались дать понятие веры. Давайте возьмём такое опредедение: "... вринт ...". Религиозная вера — вера в объективное существование совершенно определённых объектов, гипостазируемых существ, свойств, связей. Вера в возможность общения с кажущимися объективными личностями или сущностями, получение от них помощи, уверенности в том, что мифологические события прошлого действительно происходили и могут реализоваться в будущем, вера в достоверность текстов и вера в харизматичность лидеров/духовников/жрецов. определение религиозной веры довольно дурное занятие, поскольку можно впасть в бесконечность. Озвученное определение есть в учебнике по религиоведению, и оно не выдерживает критики, поскольку можно найти такой феномен, который не связан с религией, но тем не менее попадет под это определение, например, уфология.

Теперь познакомимся с конкретными религиями, которые историками, археологами, этнографами зафиксированы. Их достаточно сложно верифицировать, нужно ли временные пласты вводить, или географию локализовывать. Есть какой-то набор самых архаичных религий, живущих вместе с человечеством. Это, в первую очередь, фетишизм (от португальского слова фитико — талисман). Португальцы часто плавали на побережье Африки и часто видели подобные амулеты, и этим термином стали обозначать веру в эти талисманы. Фетишизм — религиозная вера в наличие у объектов неживй природы природы свойств и сил сверхъестественных, которыми можно воспользоваться. Первые фитик были продукты естественного происхождения --- камни необычной формы, кусок древесины от дерева, в которое попала молния. Позднее амулеты стали артефактами, стали изготавливаться антропоморфные, зооморфные фигуры, изготавливались из разных материалов... Важно, что это объекты неживой природы, наделённые силой.

Следующая религия --- тотемизм, от отото --- род. Это религиозная вера в родство конкретных людей с конкретными животными, представление фауны и флоры. Тотемизм ориентируется на существо или сущность из живой природы. Тотемом является или растение, или животное, редко явление (огонь, вода, ветер... стихии) . Тотемизмом многие занимались, это довольно изученная и понятная религия. Может быть индивидуальный тотем, у каждого свой. Чаще встречается тотем рода, он используется как эмблема рода или общины, может быть тотем по гендерному признаку --- тотем мужчины, женщины, мальчиков, девочек. В качестве пережитков тотемизма религиоведы вспоминают праздник мальчиков в Японии. Раньше на двери домов, где подрастают мальчики, вешали карпов, они там висели день, а потом их снимали и съедали, если они не протухали. Сейчас вешают искуственных рыб, но карп считается символом силы вли, ... .

... которые в комп. Фрейда "Код тотемизма".

  • Первый период. Нельзя убивать, есть определённых животных, люди вспоминают про животных и ухаживают за ними
  • Случайно погибшее животное опл. и хранится
  • Иногда в качестве табу запрет есть только
  • Если животное приносится в жертву по ритуалу, то его следует трж. оплакать. В некоторых случаях надевают шкуру животных-тотемов.
  • Племена ...
  • Многие пользуются изображением животного как гербом
  • Если тотем принадлежит страшному или опасному животному, то считается, что оно
  • Животное-тотем охраняет и предупреждает об опасности племя (на взгляд лектора, это сильно, поскольку люди, живущие в лесу, могут прекрасно понимать, что определённое поведение животных что-то означает).
  • Связь с животным-тотемом узами общего происхождения.

Анимизм (от анима — душа и нимус — дух). Вера в существование различных духов и душ. Вера в существование духовных двойников различных объектов. Редко можно встретить термин анимализм — вера в существование духов и душ именно животных. Это нечто среднее между тотемизмом и анимизмом. Известный английский антрополог, написал труд "первобытная культура", посвятил две главы именно анимизму, он указывал, что это минимум религии. В ответ на это появились доанимистические религии.

Ещё одно: религия мана или динамизм. Взят термин ман из язык то ли племён Австралии, то ли Океании. Австралоиды верили, что существует безличная безымянная сила, разлитая в мире, и она может накапливаться в людях или в местности, и эту силу можно накопить в себе и использовать на благо племени. Динамизм — просто вера в силу. Джедаи тоже верили в Силу,

... он (Дюркгейм) решил, что даёт определение тотемизму, а дал отличное определение ман. Это вера в безымянную, безличную силу, обитающую в существах, но не смешанную с ним ... она наст. ....

Это определение допустимо приложить к ещё одному явлению — пантемизму.

В какой-то более поздний период, вероятнее всего в неолите, появляются разнообразные социальные формы религии. Во-первых, мифология. Когда говорят слово миф, мифология, сразу вспоминаются мифы Греции и Рима, и для нас это заведомо вымышленные истории с героическими персонажами. Для философов и ... это не сказочка, реальность, значительно более реальная, чем то, что нас окружает. Сейчас по истории мифов вышло много литературы, в частности ... Есть книжка Курта Хьюменера "Истина мифа", есть книжк Лосев "Диалектика мифа", есть незаконченный труд Голосовкера "Логика имагинативного". В самых общих чертах: для носителя мифологического сознания это именно истинное знание, сакральное. Согласно ..., миф выполняет 5 функций, 5 аспектов:

  • Мифологическое явление истории подвигов сверхчеловеческих существ, героев, культурных героев в т.ч.
  • Миф представляется абсолютно реальным и является сакральным. Только в момент посвящения посвящённым рассказывают соответствующие мифы, мифы были или мужские (воины), или женские (в основном, деторождение).
  • Миф этиологичен (этиология — учение о происхождении). Миф способен рассказать, откуда всё произошло, поэтому миф может быть парадигмой.
  • Этиология --- знание априорное, гносеология --- апостериорное.
  • Миф способен актуализировать, возвращать участников ритуала в прошлое. То же есть и в мировых религиях. Например — литургия в христианстве.


История религии


01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16


Календарь

2008 год 2009 год
Сентябрь
05 12 19 26
Октябрь
03 10 17 24 31
Ноябрь
07 14 21 28
Декабрь
05 12 19
Сентябрь
03 10 17 24
Октябрь
01 08 15 22 29
Ноябрь
05 12 19 26
Декабрь
03 10 17
Личные инструменты
Разделы