История религии, 04 лекция
Материал из eSyr's wiki.
(Новая: = 2009 год = {{QuotedBlock|:История религии, 04 лекция (от 24 сен...) |
(Новая: = 2009 год = {{QuotedBlock|:История религии, 04 лекция (от 24 сен...) |
Текущая версия
[править] 2009 год
- Диктофонная запись: Лекция 04.mp3
[править] 2008 год
- Диктофонная запись: http://esyr.org/lections/audio/religion_history_2008_winter/HR_08_09_26.ogg
Религизня деятельность в отношении организации
...
Предметми рел. культа являются разл. вещи, в зависимсти т рел. сзнния.
Разнвидности:
хтничьи, напр. пляски... ни мгут быть кк оржественные, в связи с удвшимя бытием, тк и предварительные. Нцжн учитывть предв., кк имеющие рел-маг сставляющую. Рзделяются щит для хоты и щит для пляск, поск нельзя унсить нек-рые вещи в скрльное. ... Охот первопредка был удачна, псколоьку ...
Шаманскя кмлань. Шман это не просто клдун, размахивющий кким-т предмтом, это медиум, умеющий пгружаться в трнс, не только себя, н и других людей. Люди ерят, что они при этм путеш. по скр. мирам. Пляски форм. вкруг скр. прстрнство, поэтму, спец сакр. пстр. не нужны.
Богослужение. Также отн. к рел. культовой деятельности. Она может вздить как вхздящя в сложное богслужение, тк и быть соверш. самост. Празднеств, пломничества, и так длее. Субъектм культа является рел. группа, или, реже, рел. личность, рел. индивид.
Мтив культов-рел деят. включает два момент: человек приъдит в храм их чувства рел. веры.. РОн стремится удовл. сви рел. птсребности. Н мжет быть, псещ. культвых постр. не связано с рел, они мгут быть вне религизности, но он всё равно придёт к рел. бъекту: эстетические, коммуникативные...
Средствми культа явл. разл. мат. бъекты: млитв. дом, поэхия, живопись... Есть массу культвых предм. в любй религии. Это ккие-то свящ. симыволы материализовны, какая-та одежда.
Само здание задёт сакральную структурированность прострнства. Охрана не даст хдить абы как. В христ. хрме есть большя стена, которя не даёт пройти в алтарнцую часть. Трёхбхёмня труктур храмв европ. культов практ. универсальна: на есть на ближнем востке, н дальнем востоке.
Способы культ-рел деят. опредлелены содержнием.: поколны, целовния, хождение, особе слжение рук, пзы и прочее. Рел. берёт на воор. то, чт было отрбтан в древности, мжет, ещё не в рел., в мифич. сзнниию. Напр., у многих религий в кчестве способ отпр. фигурирует поклон. Смысл пклона — демнстр. своей беззащитности перед лицом, перед которым вы кланяетесь. Тем самым вы дверяете своему кнтрагенту, или признёте его силу и влсть.
бряд целовние. Оно идёт из бряда кормления изо рта в рот: если я взял пищу в рт, то я уверен в её пиргодности для питния, и если я её такм об. передю, то я желаю не умертвить контр., а ... . Может, н произхшёл из нбл. за птицами.
Каждение. Взжигание блгоуханных смло или палочек арматических. Каждение подразум. передчу чег-т ценного в непср. жилище бжеств — вверх путём сжигания. Сжигя, вы нвсегда изымаете предмет из свего ведение и передаёте его в ведение бга. Это касается любй жертвы при сжжении. В Изриле иногда сжигается мнжество туш. Греки были в этм смысли более рцуинальны — они считли, что богм достю вдыхать аромат мяса, его же ни съедали сами.
Слжение рук, перстосложение. Они опять же демонстр. беззащитность человека, исп. ритуал. Это пришл и в цив. общину. Когд пожимаете руки, демонстр., что у них нет ружия. В африке пожимаются левые руки, чтбы покзать, что нет щита, то есть, вооружены, но не защищены.
Различнго рода позы нгр. смыслом. Самым бгатым н смысл поз. явл. индуизм, с его танцами.
Для рел. человек важно живление, актуализ. .. рел культ, щущть себя причтным к ... .
Дело в том, чт рел. взяла на вооруж. давно т, что сейчас рекл. в сп-слонах: армтерапии, .... , что исп. в околомед. слонах, завлекающих vid-клиентуру. Не надо быть vip-клиентм, чтобы пойти в храм и нанюхаться ... .
Если есть культовая рел. деят, то есть и внекульт. деят. К ней тн. разработка телог. догмат, рпзраб. филофофии, интерп. индй в бгослв. уч. заведениях, миссионерств, проповедь, участие в конф. и съездах, полит. кмпаниях. Произвдств ср. культа — тже внекульт. деят. Хотя некая подобная деят. может освящаться, например, написание икон.
Религиозные отношения.
Пдразум. в релишиях особый д отн. с гипостазир.ю существми: с духми, с бгми, с абс. и так далее. Зачем верующ. вступть в отн. с ними? для получ. помощи и из других сообр. Схемы отн. моделируют ккие-то другие, и исп. в светскй жизни. Нпример, мдель господств-пдчинения, нпр., в христинстве «раб божий». Мгут модел. гос.-правовые стр. эт харак. для религий, ктрые стали сост. с гс. органы. Может быть рел. право: ... . Соотв. штампы пявл. и в рел. языке. Бг в месопотамии именовался царём царей. Папа римский ткже явл. гос. деятелем, н явл. монархом Ватикана.
...
Также религия берёт на воор. семейное .. . В христ. есть бог-тец и бог-сын. Люди мгут именовться ынми божьими, все люди, или какие-то избранные, как, например, в синтаизме(?). Для рел. тн. характерен морльный окрас. Эти тн. не тлько форм., но имеют и этич. сост. И есть некие, нйд. социлогами, формы рел. тн. ... есть персониф. форма — через служителя культа. Есть возм. бщ. напрямую, но с гипостазир. сущностями — идеализир. фрма. И не совсем корр. в этой связке выделяют языковую фрму общения. Лектор считает её нарушением, поск. н мжет быть и идеализир, и персонифиц.
Рел. отношения мгут быть самого разного зрктера — от ... до конкуренции, конфликта.
последнее в этой теме: типы рел. бъединений.
Д сих пор эта проблема ни соц. религии, ни религиоведами не решена окончательно, склько людей, столько и мнений. Это довдит до белого каления юристов, законотврцев. Напр, юристы дают пр. тот. сектами, и полоуч., что все предст. секты — уголовники. Но кгд те же милиц. нчинет прислуш. к религшиоведу, то начинается полная нерзбериха.
Само слово церковь, частоупотр, и мы уже с ним сталкивались. Церковь — широкое рел. бъединение. Церквь бывает не только христианской. Широкое рел. обхединение также пдразум. легаглизванную доктрину. Что важно для сц.: принадл. к церкви зависит от нац. традиций гос-ва. Напр., рдился на севере германии — будешь пртестантом, на юге — католиком, и так далее. Потому что люди пытаются идент. себя не ст. с нац., сколько с рел. принадлежностью. Последователи церкви анонимны. Членство в церкви нефиксируемо. Для церкви характерна строгая иерархичность. Хотя слово церк. уптр. в хр. констекстве, исламскя умма или индийская санкха ничем ... не тл. т христ. церквей.
Секта — оппозиц. офиц. доктрине течение. Для сект. харктерная претензия на искл. свое роли на ... . Для них харак. настр. избранничества. Для секты харак. изоляцинизм, она просто так никг не пускает к себе — есть фасадные орг., зачастую рел.-нейтральные, и есть ядро. Институт священства в сектах бычно не формлен, лидерство счит. зарищматичным. Харизма с гр. божеств., т есть на человека снизошла божья благодать, и он повёл людей за сбой. Такими харизматиками были и ла-цзы, и иисус, ... . Но если их религия преодолела границы и стала нар-нац или мировй, то ... . В сектах пдч. принцыип равенства всех перед неким авторитетом. В журналистской среде ччаст путают два пнятия: сект и денминация. Напр, «секта старобрядцев».
Сущ. понятие деном. и конгрегации. Деном. взн. кк срединная прслойка между церквью и сектой. Он мжет быть в неявной оппозиции и церкви и секты. Акцент на богоизбр. членв, на изоляц. не ставится. В деном. есть принцип отделение своих от очень пхжих чектантов и церквников. Для деном. свойственнен, напр., принцип ктивнго проповедничества. Для денм. характерна чёткая орг., как по гориз., так и по верт. Такй денм. явл. старообрядчество.
(Рассказ про старообрядцев, ..., месоамер. религий)
Среди уник. чисто русскй религ. были дурики. ни себя так назывли, и таке самоназв. вошло в лит. ни придурялись в точном смысле этого слова. С безбожным режимом, они считали, мжно броться именно таким способом — работали спустя рукава, ломали по мелочи.
Ещё были вещесвятцы. Они призн. изг. чег угжно тлько в ручную, ибо связывали его с богослужением.
При этом предст. различных сект тл. чебя друг от друга: дурики тл. себя от митьков, от бытовикв, от провов, хотя внешне они несильно отличались.
Есть понятие кнгрегации. Конгрегация — союбз и сбр. верующих, духовных и светских лиц в конкр. целях .Оно осталось рзве что в католиц. В основном это благотв., изд., миссионер. конгрегации.
Последнее — конфессия. Это не религия. Гворят: Рссия — много(пли)конфес. страна. Монфессия — верисповедание внутри дной религии. Конфес. состоит из ширкй сети общин. Главное, они связаны схожестью или идент. рел. практики и рел. идеологии. У этих бщин одно и то же верисп., один и тот же бряд, и их бгослуж. абс. идентичны. Обычно говорят зап. иссл., что конфессия это верисп., бъед дной симв. книгой. Нпр., ... для протестантов.
В христ. выд. 4 конфессии. Три всегда и про одну всегда забывают. В этом смысле христ. мнгокнф. и россия многоконф. Четв. конф. тделилась в 455 году. Туда отн. ..., армянская церковь, сирийская церков, асирийская церков. Очень часто у них етсь название "ортотдодкс.", "правславня", но православные не считают их своими .. . Оставим такго рода рассужд. самим богословам.
Внутри ислама обычн выд. две кнф.: сунниты и шииты. В после. время даже исламоведы в Рссии нач. называть сам. течением ваххабизм. Всё-таки ваххбизм — рел-пол партия.
Буддизм. В буддизме тже 4 конфессии. Это ранний буддизм эпхи жизни Будды и его сторонникв — учение старейшин, хинаяна (это слово для них самих оскорбительно). сн. течение — махаяна, «ширкая колесница». Тибесткая ветвь буддизма — ваджраяна, алмазная колесница. И есть дальневост. форма буддизма — дзен, медидтат буддизм. Дзен тл. от других конф. бгатством теолог. интерп.